ФАС России предложила своим территориальным управлениям провести совещания с крупными региональными и местными ретейлерами по ограничению наценок на продукты. В рамках этих мероприятий региональных ретейлеров знакомят с практикой добровольного ограничения торговых наценок и результатами ее реализации. Сотрудники территориальных управлений ФАС России предлагают торговым сетям оценить свои возможности по присоединению к этой инициативе.
Ретейлеры самостоятельно определяют параметры такого самоограничения: перечень товарных позиций, способы проведения расчетов, методы информирования потребителей, временной промежуток, на который будет распространяться ограничение. Кроме того, они могут сами формировать предложения о порядке контроля соблюдения самоограничения со стороны ФАС России.
По итогам совещаний региональные и местные ретейлеры Курской, Астраханской, Новосибирской, Ульяновской, Пензенской и Омской областей, а также Республики Адыгея сообщили о желании поддержать инициативу лидеров розничной торговли. Они приняли решение ограничить максимальные розничные наценки на отдельные позиции товаров из базовой продуктовой корзины. В других регионах совещания на эту тему еще проводятся.
В частности, речь идет о крупнейших региональных сетях «Европа» и «Линия» в Курской области, «Торговой сети ТД „Михайловский“» в Астраханской области, региональных торговых сетях ООО «Титан» и ООО ТК «Стрелец» в Республике Адыгея, местных торговых сетях «Быстроном» и «Продсиб» в Новосибирской области, розничной сети «Низкоцен» в Омской области, сетях «Гулливер» и «Победа» в Ульяновской области, торговой сети «Караван» из Пензы.
ФАС России отмечает, что присоединение сетей к инициативе по ограничению максимального уровня наценок на социально значимые продукты питания добровольное. Служба настаивает на том, что если ретейлеры берут на себя эти обязательства, то они должны обеспечить наличие товаров, на которые будет введено ограничение наценок, на полках магазинов.
В ряде регионов аналогичная практика уже реализуется. Так, в Приморском крае для повышения доступности таких товаров, как хлеб, молоко, мясо, рыба, яйца, крупы и овощи, торговые сети запустили ряд социальных программ: проекты «Доступное Приморье», Карта «Приморец» и «Добрый хлеб», программа «Приморская рыба».
В некоторых регионах максимальный размер наценок розничных сетей ограничен региональными нормативными правовыми актами. Речь идет о 15 регионах, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.