АО «Свердловская пригородная компания» проводило среди субъектов малого и среднего предпринимательства закупку услуг по дезинфекции вагонов. В числе прочего заказчик требовал, чтобы участники при подаче заявок имели компетентный штатный персонал – минимум 50 человек; опыт оказания аналогичных услуг – минимум 30% НМЦД. Эти условия есть в положении и документации о закупке.
Свердловское УФАС России посчитало их незаконными:
- недостаток работников не влияет на качество исполнения договора. Такое требование влечет лишние финансовые обязательства для участника. Дополнительный персонал можно нанять при исполнении договора;
- показатель стоимости опыта услуг завысили. Субъекты МСП не смогут его подтвердить. Это ограничение конкуренции.
Первая инстанция поддержала контролеров. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суда Уральского округа заняли другую позицию:
- заказчики по Закону № 223-ФЗ вправе формировать свою систему закупок в зависимости от специфики деятельности. Это соответствует задачам закона: выявлять победителя, договор с которым позволит наиболее эффективно использовать финансы и удовлетворит потребности заказчика;
- разумность требований в закупке не может выступать самостоятельным предметом оценки регулятора. Его несогласие с условиями тендера не значит, что в действиях заказчика есть нарушения. Это не повод вмешиваться в его закупочную деятельность;
- в закупке можно устанавливать максимально конкретные критерии допуска заявок, чтобы исключить субъективный подход при их оценке;
- потребности заказчика – определяющий фактор в выборе оценочных критериев. Их установление не влияет на конкуренцию;
- доптребования к участникам гарантируют, что победитель качественно исполнит обязательства по договору.