АО «Новапорт – ГСМ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиатопливо-обеспечению и в силу прямого указания закона не вправе отказываться от заключения контрактов. Выбор компании Сибирским таможенным управлением в качестве единственного поставщика обусловлен технологическими и экономическими причинами, жалобы от иных участников спорного товарного рынка на нарушение их прав не поступали. Заключенные между таможенным органом и компанией контракты не оспаривались, а значит, запрещенное ст. 16 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение отсутствует, следует из Определения ВС РФ № 304-ЭС21-26743 от 24.01.2022 по делу № А45-29404/2020. О решении суда рассказывает портал «Гражданский контроль государственных закупок».
Оспариваемым решением Новосибирское УФАС России признало таможню и компанию нарушившими ст. 16 Закона о защите конкуренции. УФАС установило, что таможенный орган (заказчик) и компания (исполнитель) заключили без проведения конкурентных процедур, как с едпоставщиком, государственные контракты на услуги по обеспечению авиационными горюче-смазочными материалами, которые включали и поставку последних, не относящуюся к сфере естественных монополий. Выдано предписание.
Суды пришли к выводу, что антимонопольный орган не доказал совокупность условий, при которых в действиях таможни и «Новапорт – ГСМ» усматривалось бы наличие запрещенного ст. 16 Закона соглашения.