Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (Competition and Markets Authority, CMA) установило, что дуополия мобильных экосистем Apple и Google ограничивает конкуренцию и выбор пользователей.
В июне 2021 г. регулятор сообщил о запуске годового исследования из-за опасений, что Apple и Google слишком сильно контролируют операционные системы (iOS и Android), магазины приложений (App Store и Play Store) и веб-браузеры (Safari и Chrome), которые вместе образуют их экосистемы.
Управление полагает, что когда кто-то покупает мобильное устройство, он входит в экосистему iOS от Apple или Android от Google. В результате эти корпорации могут контролировать предлагаемый пользователям онлайн-контент (мобильные приложения и сайты), а также склонять к использованию собственных услуг. Так, Apple не дает использовать на iPhone и iPad какие-либо другие магазины приложений, кроме своего, на устройствах предустановлен браузер Safari, компания диктует правила, ограничивающие функциональность конкурирующих браузеров. На большинстве устройств Android также предустановлены браузер Chrome и магазин приложений Play Store.
Разработчики приложений также должны соблюдать чрезмерно ограничительные правила Apple и Google для доступа к их магазинам приложений. В числе прочего речь идет об уплате монополистам 30% комиссионных.
CMA обеспокоено тем, что все это ведет к снижению уровня конкуренции, значительному сокращению выбора для клиентов и возможному повышению цен, в том числе на телефоны Apple, подписки на приложения и покупки с их помощью.
С точки зрения Управления по конкуренции и рынкам Великобритании, вмешательство в бизнес дуополии должно ограничить ее рыночную власть на рынках операционных систем, магазинов приложений и браузеров. Лучший способ сделать это, как полагает ведомство, – с помощью функционала отдела цифровых рынков CMA (Digital Markets Unit, DMU), когда он получит соответствующие полномочия от правительства страны.
Предварительный вывод CMA состоит в том, что Apple и Google использовали свое влияние для создания независимых экосистем. В результате любой другой компании чрезвычайно трудно выйти на рынок и успешно конкурировать с ИТ-гигантами.
В отчете управление перечисляет действия, которые помогут решить выявленные проблемы:
До 7 февраля 2022 г. CMA принимает комментарии по предварительным выводам исследования. Окончательный отчет планируется выпустить в июне 2022 г.
В сообщении на сайте ведомства также приводятся статистические данные, свидетельствующие о доминирующем положении компаний на названных рынках.
Читайте также: