Рост цен на тех или иных товарных рынках отрицательно сказывается на уровне конкуренции в госзакупках, заявляют участники рынка. Даже новые требования оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ не будут способствовать развитию конкуренции в этой области, считают эксперты. Требуется их пересмотр с учетом мнения делового сообщества и в первую очередь поставщиков. Тему раскрывает Интерфакс-ProЗакупки.
По словам экспертов, поправки не принимают во внимание фактор роста цен. Они упрощают закупки, наращивают объем цифровых услуг, учитывают ряд процедурных нюансов прошлых лет, но не прорабатывают вопрос конкуренции в закупках.
Подтверждением снижения уровня конкуренции в госзакупках, по мнению экспертов, может служить рост доли несостоявшихся закупок. Так, по данным электронной торговой площадки «РТС-тендер», в последние несколько лет в общем объеме закупок доля конкурентных закупочных процедур постоянно снижается. Если в 2018 г. на них (закупки продукции обрабатывающих производств с поданными заявками) приходился 91%, то в 2019 и 2020 гг. – 84 и 85% соответственно, а в первой половине 2021 г. – только 70%. В то же время доля несостоявшихся конкурентных закупок растет – с 9% в 2018 г. до 16 и 15% в 2019 и 2020 гг., и до 30% в первой половине 2021 г.
По оценке участников рынка, основное экономическое явление, лежащее в основе несостоявшихся закупок, – рост цен. В сфере госзакупок ситуация усугубляется тем, что большинство закупочных процедур (91% в 2020 г.) проводится в формате электронного аукциона. Последний – закупка по наиболее низкой цене, которая не может превышать указанную цену заказчика. При этом заказчик рассчитывает цену на основе рыночного предложения сейчас на будущие периоды. То есть поставщики, которые раньше могли работать с минимальной маржинальностью, сейчас просто рискуют работать себе в ущерб.
Под ударом оказался и формат закупок с полки или электронный магазин в рамках Закона № 44-ФЗ. Он предусматривает электронное размещение закупки у едпоставщика до 3 млн руб. (пороговое ценовое значение для бумажной закупки – 600 тыс. руб.). По словам участников рынка, сейчас поставщики не идут на такие закупки, поскольку размещение ими прайс-листа на площадке автоматически означает предварительное предложение – по сути, ту уже заявку, которая действует в течение месяца с даты размещения. В условиях быстро изменяющихся цен поставщики не хотят брать на себя какие-либо обязательства заранее.
В Минфине России отметили, что Закон № 44-ФЗ регулирует вопросы конкурентного отбора исполнителя контракта. При этом вопрос количества участников закупки и, следовательно, числа состоявшихся процедур, зависит не только от оптимальности процедуры закупки, но и от экономического состояния соответствующего рынка, его стабильности и прогнозов развития.
«Так, отмечающееся увеличение доли несостоявшихся процедур является результатом произошедшего в первой половине текущего года роста цен, в том числе в сфере строительства, – сказали в Минфине России. – Отсутствие стабильности в данном вопросе влечет неготовность хозяйствующих субъектов принять на себя обязательства и, соответственно, неготовность принимать участие в закупках».
Также в министерстве подчеркнули, что контракт по результатам признания закупки несостоявшийся может быть заключен только по результатам согласования с контрольным органом, результаты которого свидетельствуют об отсутствии нарушений, которые могли бы повлечь наступление соответствующих негативных последствий.
«Данное обстоятельство еще раз подтверждает, что вопрос конкуренции в соответствующей сфере обусловлен состоянием ее экономического развития, – отметили в Минфине России. – При этом вывод о неэффективности принятых мер по оптимизации процедур закупок на основании данных о несостоявшихся процедурах является некорректным, так как оптимизационные изменения вступают в силу начиная с 1 января 2022 года».