Рабочая группа по «регуляторной гильотине» в сфере торговли выступила против предустановки отечественных маркетплейсов на гаджеты, рассказал «Известиям» ее сопредседатель Сергей Беляков. Он отметил, что протокол с решением вскоре направят в департамент регуляторной политики аппарата Правительства РФ. Также бумаги получит Минцифры России, разработавшее проект постановления Правительства РФ, где предложено предустанавливать на электронику программы для приобретения товаров дистанционным способом.
Сергей Беляков пояснил: по мнению участников рабочей группы, это предложение создает преференции для одного или нескольких игроков на рынке с высокой конкуренцией. Предустановка маркетплейса – искусственное преимущество для компании, чьи конкуренты будут сдержаны, если их приложения не попадут на гаджеты, сказал специалист.
Против обязательной предустановки приложений маркетплейсов на гаджеты выступила и рабочая группа в сфере связи и информационных технологий, рассказал ее участник вице-президент Ассоциации кабельного телевидения РФ Михаил Силин: «Изначально Закон о предустановке преследовал цель сделать приложения российских разработчиков более конкурентоспособными по сравнению с продуктами и сервисами зарубежных компаний, – отметил он. – Однако, как сочло большинство участников группы, в случае с маркетплейсами об усилении конкуренции речи не идет. Такое новшество, наоборот, может дать неоправданные преференции одному».
Проект постановления Правительства РФ, который обсуждается сейчас с представителями бизнеса и экспертным сообществом, предусматривает добавление новых категорий российских программ для предварительной установки на электронных устройствах. Среди них электронные книги, музыкальные сервисы, системы видео-конференц-связи, площадки для электронной торговли (маркетплейсы), напомнили в Минцифры России.
«Инициатива предустановки приложения маркетплейса противоречит самому духу и смыслу закона о предустановке отечественного ПО. Идея была в том, чтобы поддержать российских IT-разработчиков и выравнять условия между ними и зарубежными транснациональными IT-компаниями, – напомнили в Ассоциации компаний интернет-торговли. – Но бесплатно предустановленных зарубежных маркетплейсов на гаджетах нет. Кроме того, доля трансграничной торговли в российском e-commerce сейчас не превышает 14%».
«Предустановка – это важнейший канал распространения приложений, – подчеркнули в ФАС России. – Предоставление такой возможности обеспечивает участнику или нескольким участникам рынка существенное конкурентное преимущество. Поэтому служба считает необходимым проработать проект постановления с учетом предложений и замечаний всех органов исполнительной власти».