На сайте ФАС России опубликованы результаты анализа состояния конкуренции на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности в 2020 г.
В результате оценки состояния конкуренции на оптовом рынке регулятор сделал несколько выводов. В частности, о том, что реформирование электроэнергетики привело к увеличению количества независимых участников оптового рынка и снижению уровня концентрации на нем.
Для развития конкуренции на рынке, как полагает служба, необходимо:
- устранить технологические ограничения как между зонами свободного перетока, так и между ценовыми зонами путем строительства электросетевых объектов, увеличения пропускной способности сетей и др. Снижение технологических барьеров на рынке электроэнергии позволяет обеспечить потенциальное участие большего количества субъектов оптового рынка в каждом узле расчетной модели, а следовательно, повысить соперничество и уровень конкуренции, исключив локальный монополизм определенных участников, говорит ФАС России;
- расширить территорию ценовых зон за счет территорий субъектов Дальнего Востока, являющихся сейчас неценовой зоной рынка. Расширение границ рынка и привлечение новых участников положительно повлияет на развитие конкуренции;
- принять методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электроэнергии требованиям экономической обоснованности, принять требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электроэнергии, а также ценовых заявок на продажу мощности. Сегодня данный вопрос не урегулирован, подчеркивает ведомство, и участники подают ценовые заявки на продажу электроэнергии по своему усмотрению в части экономической и структурной составляющей. Учитывая возможность участников влиять на цены электроэнергии на рынке, такие методики и требования к ценовым заявкам необходимы и будут сдерживающим фактором финансовых аппетитов доминирующих субъектов на рынке;
- принять нормативно-правовые акты, предусмотренные Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике;
- совершенствовать механизмы торговли электроэнергией и мощностью, стимулирующие поставщиков к конкурентному поведению и повышению эффективности деятельности;
- продолжать антимонопольный контроль за действиями субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности, в том числе хозсубъектов, которые обладают реальной рыночной властью и действия которых могут приводить к ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов других хозсубъектов.
Также ФАС России напоминает, что разработала Приказ от 25.08.2020 № 777/20, который устанавливает численные характеристики факторов, на основании которых антимонопольный орган определяет доминирующее положение хозсубъекта (группы лиц) на оптовом рынке электроэнергии и мощности с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электроэнергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20%.
Кроме того, по итогам изучения розничных рынков ведомство установило, что:
- состояние конкурентной среды в регионах России в целом схоже с 2019 г.: в 2020 г. территориальные органы ФАС России отметили 770 энергосбытовых организаций, 325 из которых обладали статусом гарантирующего поставщика;
- розничные рынки электроэнергии и мощности во всех субъектах РФ характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции;
- доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов РФ занимают гарантирующие поставщики с долей более 50% (в большинстве регионов доля близка к 100%). В отдельных регионах отмечается снижение их доли на рынках;
- необходимо продолжать антимонопольный контроль за действиями субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности, в том числе гарантирующих поставщиков, которые обладают реальной рыночной властью и могут препятствовать входу на розничные рынки новых энергосбытовых организаций, а также выходу сбытовых компаний и крупных потребителей на оптовый рынок электроэнергии.
Журнал «Конкуренция и право»