Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Предлагается выносить предупреждения...
Предлагается выносить предупреждения за нарушения ряда антимонопольных правил Закона о торговле

Депутат Госдумы Михаил Емельянов внес на ее рассмотрение проект федерального закона № 1197519-7 «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“».

Законопроект приводит ст. 13 Закона о торговле («Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров») в соответствие со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции о выдаче предупреждений. В частности, предлагается определить, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 13 Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Предупреждение выдается лицам, указанным в ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с требованиями той же статьи.

Речь идет о следующих нарушениях:

  • создание дискриминационных условий, определяемые в соответствии с Законом о защите конкуренции;
  • создание препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других хозсубъектов;
  • навязывание контрагенту различных условий.

Также проектируются поправки в ч. 2 ст. 14 Закона о торговле («Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов»). Закрепляется, что сделки, совершенные с нарушением требований ч. 1 ст. 14, являются оспоримыми.

К этим требованиям относится запрет на приобретение/аренду дополнительной площади торговых объектов при условии, если доля хозсубъекта превышает установленный предельный объем всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. В действующей редакции ч. 2 ст. 14 Закона такая сделка ничтожна.

Соответствующая информация об общем объеме продтоваров размещается на официальном сайте Росстата ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом. Запрет, предусмотренный ч. 1 ст. 14 Закона о торговле, применяется с момента официального размещения Росстатом такой информации, напоминает депутат в пояснительной записке к законопроекту. Этот запрет не распространяется на сделки торговой сети, доля которой по последним размещенным Росстатом данным не превышала установленного предельного объема, если эти сделки совершены до даты размещения Росстатом информации, и не влечет признания таких сделок недействительными.

На практике часто невозможно установить, был ли нарушен запрет, и решить вопрос о соблюдении или несоблюдении при заключении торговой сетью договора о приобретении или аренде допплощади запретов ч. 1 ст. 14 Закона о торговле.

Проектом предусматривается, что требование о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий недействительности такой сделки может предъявить в суд любое заинтересованное лицо, в том числе федеральный антимонопольный орган, если такая сделка посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Предполагается, что норма об оспоримости сделок будет иметь обратную силу.

Также в законопроекте указано, что антимонопольный орган на основании ч. 2 ст. 14 Закона о торговле (в версии проекта) и в соответствии с Законом о защите конкуренции выявляет в сфере торговой деятельности антимонопольные нарушения, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе обращается в арбитражный суд с исками:

  • о признании недействительными договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
  • об их изменении или расторжении;
  • о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Журнал «Конкуренция и право»

21 июня 2021 г.