17 июня 2021 г. Аналитический центр при Правительстве РФ провел круглый стол «Поддержка и взаимодействие малого и среднего бизнеса и государственных органов власти в рамках системы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Участники мероприятия искали ответы на вопросы: как малый и средний бизнес взаимодействует с государством в рамках госзаказа, какие существуют меры поддержки МСП и что необходимо изменить в текущих правилах игры?
Открывая мероприятие, руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок центра Павел Тихомиров напомнил, что на ПМЭФ-2021 звучала критика взаимодействия власти и бизнеса. В частности, речь шла о том, что бюджеты институтов развития МСП равны годовой помощи, оказанной предпринимателям, а административное давление и штрафы вынуждают бизнес уходить в тень.
Тихомиров отметил, что, несмотря на неоднозначную ситуацию, динамика в отрасли положительная и фактическая доля госзакупок у МСП превышает установленные в законах квоты: «Малый бизнес участвует в 64% закупок. Средний бизнес участвует лишь в 1,3% госзакупок. Однако у нас очень маленькая доля влияния МСП на ВВП – всего 25%. В развитых странах этот показатель достигает 55%. Хотя в России большие преференции для малого и среднего бизнеса».
Положительную динамику отметил и референт Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Сергей Тепляков. Он рассказал, что в 2020 г. объем закупок крупнейшими заказчиками по Закону № 223-ФЗ у МСП составил 3,9 трлн руб. В 2021 г. эта сумма уже достигла 1,6 трлн руб. А в рамках реализации нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства к 2024 г. этот показатель должен составить 5 трлн руб.
Чтобы достичь этой цифры, министерство разрабатывает ряд специальных мер поддержки: «Минэкономразвития выступило с инициативой предоставить крупнейшим заказчикам возможность создавать программы по развитию МСП для их дальнейшего участия в закупках по 223-ФЗ. Уже разработан соответствующий закон, направленный на регулирование правоотношений при реализации программ развития, – рассказал Тепляков. – Мы предполагаем, что такие программы могут быть направлены на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, консультационной, информационной, правовой помощи МСП. Считаем, что такой закон поможет создать условия для появления квалифицированных субъектов МСП, готовых участвовать в закупочной деятельности». Кроме того, по его словам, прорабатывается возможность обязать всех заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, осуществлять закупки у МСП.
Меры поддержки разрабатывает и Минпромторг России, добавила заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики ведомства Надежда Лещенко. По ее словам, для заказчиков установлена минимально допустимая доля закупок российских товаров и ограничен объем закупок иностранных товаров. «Часто от бизнеса поступают жалобы, что сложно подтвердить российское производство товара: требования завышены, а акты экспертизы стоят дорого. Мы будем менять регламент, чтобы снять излишнюю нагрузку на бизнес», – добавила Лещенко.
Участники круглого стола сказали, что самый эффективный механизм снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес – это максимальное сокращение плановых и внеплановых проверок МСП. При этом, по мнению экспертного сообщества, обязательную квоту закупок у МСП, предусмотренную Законом № 44-ФЗ, необходимо распространить и на средний бизнес. Однако часть аналитиков считает, что такая мера будет эффективна, только если доля среднего бизнеса в стране увеличится.
Читайте также: «На круглом столе обсудили механизмы поддержки СМП в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ».