Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – так называемый оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ (см. законопроект).
Интерфакс-ProЗакупки уточняет, что поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т. п.
Ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал, что реализация положений документа потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.
При этом Федеральное казначейство оценивало экономию госзаказчиков от перевода закупочных процессов на электронный документооборот в более чем 25 млрд руб. в год.
Одним из основных нововведений оптимизационного законопроекта Лавров называл сокращение числа способов закупок – до 3 с 11 по действующей редакции. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, «запрос котирово"» можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов – до 18 дней.
Другое значимое нововведение, предусмотренное оптимизационным законопроектом, – универсальная предквалификация.
Принятие и реализация этих и других норм закона позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, приемке товаров, работ, услуг.
Ко второму чтению в законопроект было включено 70 поправок. Ряд из них предусматривал значимые изменения, в частности корректировку нормы об общественном обсуждении госзакупок. Соответствующая поправка предусматривает, что для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 2 млрд руб. общественное обсуждение обязательно. Теперь эта норма дополнена положением, по которому Правительство РФ, региональные или местные органы власти вправе снизить размер НМЦК, при котором общественное обсуждение становится обязательным.
Еще две поправки предусматривают предоставление 15% ценовой преференции участникам закупок, являющимися учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а также организациями инвалидов.
Также в число принятых поправок вошла норма о деофшоризации участников госзакупок: участником закупки не может быть офшорная компания, или юрлицо, в котором офшорной компании или компаниям принадлежит (прямо или косвенно) более 10%.
Еще две поправки исключили из законопроекта нормы, предусматривающие запуск механизма рейтинга деловой репутации.
Читайте также: