В конце 2020 г. Правительство РФ выдало АО «Фармасинтез» принудительную лицензию на производство ремдесивира (первый одобренный в США препарат для лечения COVID-19), защищенного патентами компании Gilead Sciences. Производитель попытался оспорить Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3718-р в ВС РФ, но суд не удовлетворил иск компании. Об этом сообщает «Фармацевтический вестник».
Со стороны Правительства РФ на заседании суда присутствовали представители ФАС России и Минздрава России.
Защита настаивала, что у кабмина не было оснований для выдачи принудительной лицензии, описанной в ст. 1360 ГК РФ, так как угроза безопасности государства отсутствовала. Правительство РФ преследовало другую цель – снизить цену на препарат. Но экономия бюджетных средств не может являться поводом для применения механизма принудительного лицензирования, заключил представитель Gilead Sciences.
На момент выдачи «Фармасинтезу» принудительной лицензии действовала предыдущая редакция ст. 1360 ГК РФ, согласно которой решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя может быть выдано для обеспечения обороны и безопасности государства.
В ФАС России в свою очередь заметили, что цена влияет на доступность препарата и обеспечение пациентов. Представители службы отметили, что Gilead Sciences выдала добровольные лицензии семи производителям, которые могут поставлять препарат в 127 стран мира. При этом стоимость препарата в этих странах варьируется от 2,5 тыс. до 6 тыс. руб.
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев добавил, что служба неоднократно обращалась к компании с просьбой пояснить, чем обусловлены цены, по которым ремдесивир реализовывался в других странах, и на каких условиях были предоставлены добровольные лицензии. К тому же регулятор уточнял, сможет ли Gilead Sciences поставить препарат на тех же условиях, что и в другие страны.
В Gilead Sciences пояснили, что установили единую цену на препарат собственного производства по всему миру – 390 долларов. Но компания не определяла цены на препараты, которые произведены компаниями по добровольной лицензии. К тому же Gilead Sciences не получала вознаграждения от продажи таких препаратов. Представитель компании уточнил, что список 127 стран, куда препарат поставляли по сниженной цене, включает государства с низкими и средненизкими доходами на душу населения.
Читайте также: «Gilead проиграла суд о производстве в России ремдесивира без ее разрешения».