На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 19.05.2021 № АК/39957/21 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“», подготовленное в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2021 № 124-ФЗ. Закон дополнил ст. 3 Закона о рекламе п. 13–15, содержащими определения понятий «рекламная система», «оператор рекламной системы» и «прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“».
ФАС России указывает, что с 1 июля 2021 г. в силу положений ч. 3.1 ст. 10 Закона о рекламе заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение соцрекламы в Интернете осуществляется не только в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, но с учетом особенностей, определенных ст. 10 Закона о рекламе.
Рекламораспространители, распространяющие в Интернете рекламу на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей Интернета, находящихся на территории РФ, обязаны:
- направлять оператору соцрекламы сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения соцрекламы в Интернете и (или) прогнозные значения объемов распространения соцрекламы в Интернете;
- распространять на принадлежащих им информационных ресурсах без взимания платы в пределах объема, установленного ч. 3 данной статьи, соцрекламу, предоставляемую для распространения оператором соцрекламы, на основании заключаемого с ним договора.
Правительство РФ по представлению Минцифры России определит некоммерческую организацию, которая осуществляет функции оператора соцрекламы, а именно:
- анализирует информацию в Интернете для выявления рекламораспространителей, обязанных предоставлять ему сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах;
- при выявлении по результатам анализа такой информации направляет рекламораспространителям уведомление о представлении сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и (или) прогнозных значений объемов распространения соцрекламы в Интернете;
- осуществляет сбор и учет сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в Интернете рекламораспространителями, для формирования прогнозных значений объемов распространения соцрекламы в Интернете;
- организует распространение соцрекламы в Интернете;
- в порядке, определенном Минцифры России, ведет учет соцрекламы, распространяемой в Интернете рекламораспространителями, в том числе для определения прогнозных значений объемов распространения соцрекламы в Интернете;
- размещает на своем сайте в Интернете ежегодный отчет о своей деятельности;
- взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение соцрекламы.
При этом Минцифры России наделено рядом полномочий:
- размещает на своем официальном сайте сведения об операторе соцрекламы (наименование, адрес местонахождения, адрес электронной почты, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя), сведения о выявленных оператором соцрекламы рекламораспространителях;
- утверждает требования к сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объемов распространения соцрекламы в Интернете, а также к срокам и порядку их предоставления;
- создает совет по вопросам распространения соцрекламы в Интернете и утверждает порядок его образования и деятельности.
ФАС России также напоминает о введенной Законом № 124-ФЗ ответственности рекламораспространителя и оператора рекламной системы за нарушение соответствующих требований.
Журнал «Конкуренция и право»