11 июня 2019 г. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России вынесла решение по жалобе ООО «СпецТехАренда» и предписала организатору торгов АО «Морской порт Санкт-Петербург» и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме по уборке помещений, уборке территории от грязи и снега, благоустройству и содержанию объектов вокруг зданий. Речь шла об отмене протокола подведения итогов в части оценки и сопоставления заявок, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
«СпецТехАренда» оспаривала предъявление в документации незаконного условия сопоставления ценовых предложений заявок на участие в закупке от компаний, применяющих разные системы налогообложения, предусматривающего прибавление к цене предложения, не содержащего НДС, 20% от цены, если на участие в закупке поданы минимум две заявки от компаний, применяющих разные системы налогообложения, что, по мнению заявителя, дискриминирует права участников, не являющихся плательщиками НДС.
«Морской порт Санкт-Петербург» обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания УФАС. 21 апреля 2021 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ указала, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.
Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие причин объективного и разумного характера.
Увеличение цены, указанной «СпецТехАрендой», на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика.
Решение и предписание антимонопольного органа соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы порта в сфере экономической деятельности.
СКЭС ВС РФ отменила судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требований «Морского порта Санкт-Петербург» отказала.
Временно исполняющий обязанности руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вячеслав Тукаев отметил: «Решение Верховного Суда РФ имеет огромное значение для участников рынка закупок, так как ясно показало, что нельзя ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения».