Пермское УФАС России выявило в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» признаки нарушения Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения многочисленных жалоб, поступивших в 2021 г. от жителей региона на установление компанией цен на моторное топливо на АЗС Пермского края.
В рамках проверки УФАС запросило у хозсубъекта информацию о розничных ценах на автомобильный бензин и дизельное топливо на АЗС региона на даты до и после последнего повышения цен, а также пояснения об установлении различных розничных цен в Перми и других городах Пермского края.
Согласно пояснениям компании, на ряде АЗС проводится маркетинговое исследование на предмет эластичности спроса, которое выражается в установлении разных цен на бензины: на четырех АЗС цена установлена выше общего уровня по краю (на 50–90 коп. за литр), еще на восьми АЗС цена установлена выше общего уровня в дневное время суток (на 50–90 коп. за литр), а ночью – ниже общего уровня (на 10 коп. за литр).
«ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» занимает доминирующее положение в регионе на рынке реализации моторного топлива. Закон о защите конкуренции запрещает хозсубъектам, занимающим доминирующее положение в регионе, необоснованно устанавливать различные цены на один и тот же товар.
УФАС считает, что «маркетинговое исследование на предмет эластичности спроса», проводимое компанией на ряде АЗС в Пермском крае, представляет собой исследование потребительских предпочтений и не может быть признано экономическим или технологическим обоснованием для повышения цены.
«По мнению антимонопольного органа, ООО „ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт“ может исследовать эластичность спроса и оценивать потребительские предпочтения без фактического повышения розничных цен на бензин, а с помощью социологических исследований, например опросов или анкетирования. Компания также имеет возможность изучать изменение потребительского спроса в зависимости от времени суток, не прибегая к повышению цен в пиковые дневные периоды, а ограничиться лишь понижением стоимости топлива ночью. При установлении на АЗС разных цен на один и тот же товар хозсубъект может получить дополнительную прибыль при неизменности затрат. В итоге возникает ситуация, когда компания проводит собственные исследования в ущерб интересам потребителей, а по сути за их счет, что недопустимо», – пояснил заместитель начальника отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации Пермского УФАС России Дмитрий Шилов.
УФАС усмотрело в действиях «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в связи с необоснованным установлением различных цен на один и тот же товар. Компании выдано предупреждение о необходимости снизить розничные цены на автомобильные бензины АИ-92, ЭКТО-92, АИ-95 и ЭКТО Plus на четырех АЗС края до общего уровня цен на АЗС «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» в регионе, а также прекратить необоснованное повышение цен на бензины этих марок в пиковые часы (с 06:00 до 22:00) на восьми АЗС компании, где проводится маркетинговое исследование.
Предупреждение должно быть исполнено в 10-дневный срок с момента его получения. В противном случае УФАС возбудит антимонопольное дело.
Читайте также: «ФАС России заявила об отсутствии предпосылок для сильного роста цен на топливо».
UPD: «„Лукойл-Уралнефтепродукт“ исполнил предупреждение о снижении розничных цен на бензин».