Томское УФАС России назначило наказание ООО «СМУ ТДСК» и ООО «СУ ТДСК» за нарушение запрета на антиконкурентные соглашения на торгах по строительству детских садов в рамках реализации национального проекта. Сумма штрафа для «СМУ ТДСК» составила более 59 млн, а для «СУ ТДСК» – более 41 млн руб.
30 декабря 2020 г. УФАС вынесла два решения в отношении МКУ «Администрация Кожевниковского района» и ООО «СМУ ТДСК», МКУ «Администрация Шегарского района» и АО «СУ ТДСК». Антимонопольный орган выявил заключение антиконкурентных соглашений между органами местного самоуправления и хозсубъектами, целью которых являлось создание конкретным юрлицам преимущественных условий при проведении электронного аукциона. Запрет на такие соглашения установлен п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Администрация Кожевниковского района и «СМУ ТДСК» по итогам торгов заключили муниципальный контракт на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию здания для размещения дошкольной образовательной организации. Контракт предусматривал исполнение работ с 5 ноября 2019 г. по 31 октября 2020 г.
До заключения этого контракта между администрацией и «СМУ ТДСК» как единственным поставщиком заключен другой муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке территорий к строительству по данному объекту с ценой свыше 299 тыс. руб. Срок завершения работ – 1 ноября 2019 г. Контракт не был зарегистрирован, оплата по нему производилась в ноябре и декабре 2019 г. в рамках оплаты работ по контракту от 5 ноября 2019 г., что не является общепринятой практикой, выходит за рамки сложившегося взаимодействия органов власти с подрядными организациями и указывает на наличие особых отношений между «СМУ ТДСК» и администрацией.
УФАС установило, что «СМУ ТДСК» с ведома заказчика приступило к исполнению работ, предусмотренных контрактом от 5 ноября 2019 г., задолго до заключения контракта – с 10 июня 2019 г. В результате к дате окончания подачи заявок на участие в торгах «СМУ ТДСК» уже осуществило строительно-монтажные работы и работы по устройству фундамента здания.
УФАС пришло к выводу, что заключение контракта от 5 ноября 2019 г. на уже выполненный объем работ противоречит Закону № 44-ФЗ, носит антиконкурентный характер, поскольку направлено на устранение конкуренции и ограничение доступа на рынок, а также создание «СМУ ТДСК» возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене.
«СМУ ТДСК», имея устную договоренность с администрацией в виде согласования объемов работ, допуска к выполнению работ заблаговременно до заключения контракта, выполняло работы в более благоприятных для таких работ условиях рынка, в том числе погодных условиях, тогда как иные хозсубъекты, в том числе потенциальные участники электронного аукциона, были лишены такой возможности.
Схожая схема реализации устного антиконкурентного соглашения реализована Администрацией Шегарского района и «СУ ТДСК» при строительстве детского сада в Мельникове.
Администрация, предоставив «СУ ТДСК» возможность выполнения части строительно-монтажных работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 11 ноября 2019 г. с июня 2019 г., создала преимущественные условия для хозсубъекта при проведении конкуренткой закупки на выполнение работ по контракту.
Работы начаты подрядчиками в обоих случаях с июня 2019 г. на иных условиях, чем публично предлагалось потенциальным конкурентам в извещениях о проведении торгов и аукционной документации. В частности, проведение работ осуществлялось в иной период и при иных погодных условиях, чем предусмотрены условиями закупки; «СМУ ТДСК» и «СУ ТДСК», выполнявшие работы, не были ограничены сроками исполнения контракта, техническим заданием, установленным контрактом.
Комиссия УФАС признала действия Администрации Кожевниковского района и «СМУ ТДСК», Администрации Шегарского района и «СУ ТДСК» нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Дела о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц администраций и юрлиц находится на стадии рассмотрения.