Управление по вопросам конкуренции и защите прав потребителей Финляндии (The Finnish Competition and Consumer Authority, FCCA) опубликовало два доклада о положительном и отрицательном влиянии алгоритмов на конкуренцию и положение потребителей. Документы показывают, что действующее законодательство способно решить лишь часть проблем, вызванных алгоритмами.
В частности, среди отрицательных эффектов использования алгоритмов отмечены антиконкурентные соглашения между компаниями, которые приводят к росту цен, снижению качества и другим последствиям для покупателей. С точки зрения регулятора, необходимо продолжить исследование конкурентных последствий сговоров с использованием алгоритмов.
Еще одним способом использования алгоритмов названа персонализация цен и результатов поисковой выдачи в зависимости от полученных данных о клиенте. Такое индивидуальное ценообразование может принести пользу клиентам, но нередко затрудняет им отслеживание общего уровня цен и их сравнение.
По оценкам FCCA, компании пока не используют эту практику широко, однако не исключено, что они прибегают к менее заметным ее вариантам, в качестве примеров приводятся системы лояльности, скидочные купоны и персонализированные предложения по электронной почте.
Изучение влияния таких инструментов на конкуренцию также необходимо продолжить, полагает ведомство.
Журнал «Конкуренция и право»