Подготовленные Минфином России поправки к Закону № 44-ФЗ, призванные упростить и ускорить госзакупки, могут быть приняты уже в первом полугодии 2021 г., сообщила директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова. Об этом пишет «Коммерсантъ». Проект, обращают внимание в министерстве, прошел «беспрецедентное число согласований» (40 органов и организаций) и поступил в Госдуму в январе 2021 г.
Поправки исключают дублирующие и избыточные положения, создававшие трудности для участников закупок. Электронный документооборот вводится на всем жизненном цикле закупок, также сокращается число способов конкурентных закупок с 11 до 3 (аукцион, конкурс, запрос котировок). Ожидается, что все это будет способствовать реализации нацпроектов и росту эффективности бюджетных расходов.
Эксперты в области госзакупок предупреждают, что проект не решает базовых проблем госзаказа: слабой конкуренции и низкой эффективности закупок – и более того, усугубляет их. Заместитель главы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский указывает на риски усиления «аукционного крена» с приоритетом ценового критерия (зачастую в ущерб качеству), который вытесняет с рынка добросовестных поставщиков из-за рисков демпинга. Расширение практики применения аукционов провоцирует рост неконкурентного сектора (в 85% случаев такие торги признаются несостоявшимися из-за подачи лишь одной заявки).
Цифровизация, перевод процедур закупок в электронную форму позволяют обеспечить заказчиков алгоритмами решения разнообразных закупочных задач. Сокращение же способов закупок не позволит учитывать отраслевые особенности – что важно, например, при закупках сложных объектов или социально чувствительных услуг, говорят эксперты.
В Минфине России не разделяют мнение, что способ закупки оказывает решающее влияние на качественный результат: «При всех способах применяются универсальные правила: заказчик устанавливает требования к качеству, а потом контролирует их соблюдение при приемке». Ключевым барьером там называют сложные для участников процедуры, при которых заявки из-за ошибок отклоняются, а закупки признаются несостоявшимися. «Наша задача в том, чтобы за счет автоматизации сделать закупочный процесс удобным для его участников: сократить риски отклонений из-за неправильно заполненных заявок и срыва закупки из-за неверно выбранного способа», – добавили в ведомстве. В перспективе это и должно привлечь новые компании к госзаказу.
Закупки же «сложных» объектов по-прежнему можно будет проводить в рамках конкурса, отмечают в министерстве.
Какие законодательные инициативы в сфере защиты конкуренции эксперты считают наиболее значимыми? Узнайте, приняв участие в нашем опросе.
Читайте также: