Представители ФАС России приняли участие в круглом столе «Развитие регулирования и состояние применения антимонопольного комплаенса в государственном и корпоративном секторе», который состоялся 9 февраля 2021 г. в Аналитическом центре при Правительстве РФ при участии федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества.
Одна из затронутых докладчиками – организация антимонопольного комплаенса в органах власти. Отмечено, что Национальным планом развития конкуренции на 2018–2020 гг. органам власти поручено принять меры по созданию и внедрению системы антимонопольного комплаенса. В указанных целях приняты методические рекомендации Правительства РФ.
Цель антимонопольного комплаенса – обеспечить соответствие деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства и профилактика нарушений.
В качестве положительного примера организации антимонопольного комплаенса отмечен опыт Белгородской области. Для оперативного управления процессом регион разработал чек-листы для органов исполнительной власти области (20 показателей) и администраций муниципальных районов и городских округов (26 показателей). Выполнение показателей включается в рейтинг администраций.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре автоматически проводится экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов на соответствие антимонопольному законодательству при помощи программы «Кодекс».
Республика Хакасия ввела систему антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления, унитарных предприятиях и хозяйствующих субъектах, доля участия муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов.
В Республике Удмуртия разработана карта комплаенс-рисков не только по общим направлениям деятельности, но и в разрезе реализуемых региональных проектов в рамках нацпроектов. Она содержит наименование нацпроекта, регионального проекта, решаемую задачу, описание комплаенс-риска, причины и условия его возникновения и описание возможных последствий. Также каждому риску присвоен определенный балл, определяющий вероятность возникновения риска, степень его воздействия и управляемость.
«Все ФОИВы, ответственные за реализацию „дорожной карты“ развития конкуренции, и 100% органов власти регионов приняли акты об организации антимонопольного комплаенса. Общими усилиями достигнут показатель Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы – снижение количества нарушений органов власти не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом», – отметила заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова.
Информация о внедрении антимонопольного комплаенса включена в Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2019 г., представленный ФАС России в Правительство РФ в 2020 г.
В 2020 г. ФАС России подготовила буклет, посвященный лучшим практикам субъектов РФ в части внедрения антимонопольного комплаенса. С ним можно ознакомиться здесь.
О других выступлениях в рамках мероприятия мы рассказывали здесь.
Читайте также: