О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предлагает разработать стандарт деятельности отраслевых организаций
02 марта 2021 г.

На глобальном форуме АТЭС обсудили регулирование цифровых рынков
02 марта 2021 г.

ФАС России и Агентство стратегических инициатив изучат рынок поставщиков соцуслуг
02 марта 2021 г.

ФАС России считает необходимым усилить борьбу с нелегальной табачной продукцией
02 марта 2021 г.

Апелляция подтвердила право Вологодской области снабжать школы и больницы продуктами с сертификатом «Настоящий вологодский продукт»
02 марта 2021 г.

Госзаказчики смогут учитывать рыночные данные при определении цен по квотируемым закупкам
02 марта 2021 г.

Анонс: 3–4 июня пройдет XI Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки – 2021: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ»
01 марта 2021 г.

Запуск закрытых электронных закупок могут перенести на полгода
01 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42400
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20475
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19768
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17863
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17849
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Новости /  КС РФ выпустил обобщение практики по...
КС РФ выпустил обобщение практики по конституционно-правовой защите предпринимательства

В информации Конституционного Суда РФ от 17.12.2020 «Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений КС РФ 2018–2020 г.)» освещены ключевые обладающие конституционной значимостью проблемы правового регулирования предпринимательства. В числе затронутых вопросов антимонопольные правоотношения, защита прав на интеллектуальную собственность.

В разделе «Антимонопольные правоотношения» КС РФ приводит восемь своих позиций. В частности, отмечается, что перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного хозсубъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, не предполагает выдачу соответствующих предписаний без установления вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из хозсубъектов, участвовавших в правонарушении (Постановление от 24.06.2009 № 11-П).

Для проведения госполитики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях защиты прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и хозсубъектов принимаются федеральные законы, напоминает Суд (Определение от 28.06.2018 № 1577-О). Конституция РФ относит к ведению РФ федеральные энергетические системы, а также установление правовых основ единого рынка и ценовой политики и запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В развитие этих предписаний, отмечает КС РФ, вводятся правила госрегулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии (Постановление от 12.05.2020 № 23-П).

Запрет экономической деятельности, направленной на ограничивающие конкуренцию соглашения хозсубъектов либо координацию экономической деятельности, подразумевает возможность применения мер госвоздействия в отношении лиц, нарушающих антимонопольное законодательство, и, в частности, административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение (Определение от 26.11.2018 № 3057-О).

Учитывая, что для принятия решения о наличии или отсутствии антимонопольного нарушения регулятор должен собрать достаточное количество доказательств и полно (всесторонне) установить фактические обстоятельства, положениями Закона о защите конкуренции закреплены правила рассмотрения дела об антимонопольном нарушении. Такое регулирование во взаимосвязи с положениями данного закона, устанавливающими критерии для определения понятия «товарный рынок», а также установленным им запретом на ограничивающие конкуренцию соглашения хозсубъектов, будучи направлено на воспрепятствование монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечивает действия контролирующего органа в пределах его нормативно установленной компетенции (Определение от 26.11.2018 № 3063-О).

В этой связи Закон Рязанской области «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области», установивший требования к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, а также дополнительное основание для применения предусмотренной Законом об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом в РФ меры ограничения прав перевозчиков в виде обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, направленной на обеспечение этих требований, был признан КС РФ принятым в пределах компетенции субъекта РФ (Определение от 24.10.2019 № 2961-О).

Помимо того, КС РФ признал соблюдение необходимого баланса интересов законодателем Краснодарского края, который, реализуя право принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законодательством, с учетом интенсивности и специфики транспортных потоков в этом субъекте РФ, являющемся курортным регионом (Постановление от 13.07.2010 № 16-П), закрепил в целях конкретизации общих положений федерального законодательства о безопасности дорожного движения требования к цветовым гаммам автомобиля, используемого в качестве легкового такси. Такие положения, по оценке КС РФ, не могут рассматриваться в качестве избыточной меры, ведущей к искусственному ограничению конкуренции в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси (Определение от 17.07.2018 № 1756-О).

Кроме того, в раздел «Контрольно-надзорная и лицензионно-разрешительная деятельность» КС РФ включил подраздел «Контрольные мероприятия антимонопольных органов», в котором приводятся еще четыре правовых позиции Суда.

К функциям ФАС России относится обеспечение госконтроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими задачи антимонопольного контроля органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозсубъектами, физлицами; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства; осуществление госконтроля за экономической концентрацией. В этой связи ФАС России наделена соответствующими полномочиями, к числу которых относятся полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, привлечению к ответственности за такие нарушения и проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозсубъектами (Определение от 26.11.2018 № 3063-О).

Определяя организационные и правовые основы защиты конкуренции, Закон о защите конкуренции, указывает КС РФ, устанавливает запрет на злоупотребление хозсубъектом доминирующим положением. Для этих целей называются наиболее распространенные виды злоупотреблений, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц. Юридическая оценка соответствующих действий хозсубъектов должна осуществляться не произвольно, а с учетом системного анализа правовых предписаний, содержащих элементы антимонопольного регулирования применительно к конкретным отраслям промышленности (Определение от 28.06.2018 № 1577-О, см. также Определение от 29.01.2015 № 185-О).

Реформирование электроэнергетики РФ, базируясь на таких принципах, как демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг, предполагает отделение–в целях создания равных конкурентных условий – деятельности по передаче и распределению электроэнергии от других видов деятельности путем образования отдельного юрлица (Определение от 28.02.2019 № 282-О, см. также определения от 08.02.2007 № 274-О-О, от 28.02.2017 № 366-О).

При разрешении вопроса о наличии или отсутствии нарушения законодательства необходим системный учет правовых предписаний, затрагивающих антимонопольное регулирование применительно к конкретным отраслям экономики. В том числе должно быть собрано достаточное количество доказательств и полно (всесторонне) установлены фактические обстоятельства (Определение от 26.11.2018 № 3063-О, см. также Постановление от 24.06.2009 № 11-П; Определение от 29.01.2015 № 185-О).

Споры, касающиеся сферы защиты конкуренции, вошли также в подраздел «Соразмерность наказания совершенному правонарушению» раздела «Административная ответственность», подраздел «Пределы ограничения конституционных прав и свобод предпринимателей» раздела «Правовые основы предпринимательства и их конституционно-судебная защита» и др.

В раздел «Интеллектуальная собственность» вошло в числе прочего Постановление КС РФ от 13.02.2018 № 8-П, касающееся вопроса о допустимости возложения одинаковой ответственности за реализацию контрафактной продукции и за параллельный импорт (ввоз оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения).

Журнал «Конкуренция и право»

26 января 2021 г.





 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.