Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Как отмечается в пояснительной записке, проект предусматривает комплексное совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способов такого определения, осуществляемых процедур:
- сокращение количества конкурентных способов определения поставщика до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок;
- альтернативную возможность обсуждения заказчиком объекта закупки с потенциальными участниками закупки до размещения извещения об осуществлении закупки;
- сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами, требования к выбору заказчиком способа определения поставщика, и их изложение в общих положениях об осуществлении закупок;
- введение новых случаев применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание космических материалов и космических технологий, на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники, а также при осуществлении закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации госполитики в области госохраны, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
- увеличение срока действия решения органа, уполномоченного Правительством РФ на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с 90 до 180 дней;
- сокращение и унификацию сроков осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков;
- унификацию порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика, проводимого различными способами. При этом сохраняется возможность заказчика отменить определение поставщика в период после окончания срока подачи заявок и до заключения контракта с победителем закупки в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- совершенствование порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, в том числе в части унификации установленных требований к действиям оператора электронной площадки по направлению соответствующей информации в банк в целях выполнения операций по банковскому счету участника закупки, на который таким участником закупки внесена денежная сумма для обеспечения заявок на участие в закупке;
- изменение процедуры проведения электронного аукциона в части подачи ценовых предложений участниками закупки до рассмотрения заявок таких участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в отношении закупаемого товара, работы, услуги;
- унификацию случаев признания способов определения поставщиков несостоявшимися, а также последствий такого признания;
- оптимизацию порядка проведения совместных конкурсов и аукционов и др.
Кроме того, проект уточняет положения:
- о централизованных закупках в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, являющихся заказчиками по Закону № 44-ФЗ;
- порядке участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов.
Законопроект уточняет случаи закупок у единственного поставщика. По предложению Федерального казначейства уточнены положения ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в части установления обязанности определения в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, во всех случаях таких закупок.
Также по предложению Федерального казначейства в проект вошли нормы, направленные на совершенствование информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организацию документооборота:
- уточнены положения о порядке размещения информации и документов в Единой информационной системе в сфере закупок и ее на официальном сайте, а также о доступе Федерального казначейства к таким информации и документам;
- включены положения о порядке доступа органов и организаций к информации, не размещенной на указанном официальном сайте;
- установлен порядок прекращения доступа к содержащейся в ЕИС информации, которая может привести к распространению сведений, составляющих гостайну;
- уточнены положения об информационном взаимодействии ЕИС с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок в части подписания передаваемых информации и документов и др.
Законопроект предусматривает также:
- повышение уровня регулирования вопросов проведения общественного обсуждения закупок;
- введение универсальной стоимостной предквалификации, устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
В пояснительной записке сообщается, что проект дополнен предложением ФАС России о возможности учета в составе универсальной стоимостной предквалификации опыта исполнения договоров, заключенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Также по предложению ФАС России оптимизационный пакет поправок дополнен положениями о введении рейтинга деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства РФ.
Помимо прочего документооборот между заказчиком и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков переводится в электронную форму с использованием ЕИС, уточняются требования к составу информации, размещаемой в реестре.
При этом в Распоряжении Правительства РФ от 23.01.2021 № 126-р о внесении пакета в Госдуму официальным представителем кабмина при рассмотрении поправок назначен заместитель министра финансов Алексей Лавров.
Больше информации об актуальных нормотворческих инициативах вы найдете в нашей рубрике «Законопроекты».
Также предлагаем поучаствовать в опросе редакции, ответив на вопрос, какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»