Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Минфин России и ФАС России разошлись во...
Минфин России и ФАС России разошлись во взглядах на рейтинг деловой репутации поставщиков в госзакупках

Минфин России рассчитывает передать ФАС России полномочия по разработке нормативно-правового акта, необходимого для запуска инициированного службой рейтинга деловой репутации (РДР) поставщиков по Закону № 44-ФЗ, передает «Коммерсантъ». Напомним, ФАС России настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков – в противовес реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или исполнивших его с нарушениями. Минфин России инициативу не поддерживал, ссылаясь на недоработки механизма, но в мае согласился включить возможность применения такого рейтинга в оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ, определив в законе РДР как совокупную оценку опыта поставщика. При этом ФАС России должна была уточнить механизм формирования РДР и его цели.

Появление в госзаказе нового рейтинга стало предметом дискуссии на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова в конце ноября, на нем Минфин России получил поручение совместно с ФАС России дополнительно проработать «предмет, цель и порядок применения рейтинга». Ранее замечания по инициативе поступили от Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства. На необходимость доработки рейтинга указывал и Минфин России.

В результате ФАС России в соответствии с поручением Андрея Белоусова и обращением Минфина России подготовила разъяснения о том, как будет применяться новый рейтинг.

Служба предлагает применять РДР в качестве критерия допуска поставщиков к торгам, для определения оценки при проведении конкурсных процедур и снижения обеспечения исполнения контракта. При этом формироваться рейтинг участника будет на основе совокупной стоимости исполненных контрактов и их количества за семь лет, а в случае попадания поставщика в РНП или при исполнении контракта со штрафными санкциями предлагается применять к РДР понижающий коэффициент.

В Минфине России указывают на недостаточность оценки деловой репутации исключительно на количественно-стоимостных показателях, ссылаясь на национальный стандарт оценки деловой репутации предпринимателей. Также ведомство беспокоит фактическое отсутствие методологии формирования рейтинга (отсутствие базы расчета, коэффициентов снижения рейтинга), что может повлечь ущемление прав участников закупок при использовании РДР в качестве критерия допуска к торгам. Не сняты и замечания Совета при Президенте РФ о применении двух рейтингов (РНП и РДР), что чревато избыточной нагрузкой на бизнес, указывают в министерстве. Применение рейтинга также нецелесообразно и для снижения размера обеспечения исполнения контракта, считают в финансовом ведомстве, это может привести к нарушению баланса интересов заказчиков, обязательства перед которыми не будут выполнены.

«Рейтинг не гарантирует успешного исполнения заключенного контракта и не позволит заказчику взыскать с поставщика денежную сумму в связи с неисполнением контракта, в том числе для возмещения ущерба»,– пояснили в ведомстве.

Поскольку Минфин России не инициировал внедрение рейтинга, а Правительство РФ требует ускоренного принятия оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ, ведомство обратилось в кабмин с предложением определить ФАС России головным исполнителем при подготовке подзаконного акта о рейтинге при принятии оптимизационного законопроекта. Де-факто министерство предлагает рассматривать оптимизационный пакет и идеи внедрения рейтинга отдельно. Так, ФАС России предстоит самостоятельное согласование инициативы с заинтересованными ведомствами и экспертным и деловым сообществом.

Читайте также: «Минфин России рассказал о новых правилах закупок и ключевых изменениях для заказчиков в 2021 г.».

15 декабря 2020 г.