О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анонс: 24–26 марта пройдет Всероссийский форум-выставка «Госзаказ»
22 января 2021 г.

ФАС России предлагает скорректировать порядки проведения проверок и рассмотрения информации о повышении поставщиками цен в сфере гособоронзаказа
22 января 2021 г.

Арбитраж: ивановский «Водоканал» правомерно оштрафован на 1,36 млн руб. за отказ ликвидировать аварию на своих сетях
22 января 2021 г.

Кабмин одобрил оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ
21 января 2021 г.

Петр Иванов назначен заместителем руководителя ФАС России
21 января 2021 г.

В феврале ЕЭК начнет консультации с «Яндексом», «Мэйл.ру», АЗАПИ и антимонопольными органами стран ЕАЭС для восстановления конкуренции
21 января 2021 г.

Google оштрафован за нарушение Закона о рекламе
21 января 2021 г.

Правительство РФ рассмотрит оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ
21 января 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 40450
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20227
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19502
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17504
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17480
 Обзоры




Главная /  Новости /  В Совете Федерации обсудили развитие...
В Совете Федерации обсудили развитие антимонопольного регулирования в ЕАЭС

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов выступил с докладом «Антимонопольное регулирование – этапы развития евразийской интеграции» на круглом столе, организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

Он отметил, что 9 декабря 2020 г. исполнится 10 лет с момента создания Единого экономического пространства: «В декабре 2010 года подписан пакет документов, который сформировал Единое экономическое пространство. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции на том этапе интеграции заложило основы антимонопольного регулирования в рамках Единого экономического пространства, направленного на выявление и пресечение трансграничных нарушений».

Соглашение предусматривало поэтапную передачу на уровень союза полномочий по контролю соблюдения правил конкуренции на трансграничных рынках в сферах недобросовестной конкуренции, антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением, включая рассмотрение дел, выдачу предписаний и наложение штрафов на нарушителей.

Андрей Цыганов добавил, что работа по формированию и применению общих правил конкуренции в рамках союза имеет давнюю историю.

«Начиная с 1993 года антимонопольные органы СНГ активно взаимодействовали между собой, был создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике как основная площадка для сотрудничества в широком формате, который функционирует до сих пор, в 2006 году создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ. Он обеспечивает взаимодействие антимонопольных органов при исследовании социально значимых рынков и по конкретным делам о нарушениях антимонопольного законодательства. Такая форма сотрудничества продолжается в рамках ЕАЭС», – сказал замглавы ведомства.

С 2014 г. начался современный этап развития ЕАЭС: 29 мая в Астане подписан Договор о ЕАЭС. Положения документа определили архитектуру системы антимонопольного регулирования и направления конкурентной политики. Он включил статьи об общих принципах и правилах конкуренции, регулировании деятельности субъектов естественных монополий в целом и в конкретных сферах (энергетика и транспорт), осуществлении государственных (муниципальных) закупок и др.

Специалисты ФАС России принимали активное участие в подготовке проекта договора, а также системы нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации.

«После вступления в силу Договора о ЕАЭС была осуществлена гармонизация российского законодательства с правом союза. В 2015 году в четвертом антимонопольном пакете появилась отдельная статья, которая определяет соотношение национального антимонопольного регулирования с регулированием отношений по защите конкуренции в рамках ЕАЭС», – сказал спикер.

Говоря о системе контроля за соблюдением общих правил конкуренции в рамках ЕАЭС, Андрей Цыганов отметил, что двухуровневая система предусматривает тесное взаимодействие между Евразийской экономической комиссией и национальными антимонопольными органами государств ЕАЭС: «В рамках ЕАЭС предусмотрен такой формат взаимодействия, как совещания члена Коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК и руководителей антимонопольных органов государств ЕАЭС, так называемый формат „5+1“. Такая форма сотрудничества хорошо зарекомендовала себя. Встречи проходят регулярно и на них поднимаются важные вопросы, касающиеся совместной деятельности наших органов в рамках ЕАЭС, в частности по вопросам правоприменения», – добавил Андрей Цыганов.

Одним из важных направлений взаимодействия национальных антимонопольных органов государств ЕАЭС и ЕЭК является совершенствование права союза. 1 октября 2019 г. президенты пяти государств ЕАЭС подписали Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, предусматривающий, по аналогии с законодательством РФ, включение в право союза норм, позволяющих применять институты предупреждения и предостережения нарушений общих правил конкуренции, которые позволят в короткие сроки без долгих процедур расследования восстанавливать условия конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС. Сейчас этот документ находится на стадии ратификации в государствах ЕАЭС.

Андрей Цыганов отметил также важность двусторонних отношений со странами-партнерами по ЕАЭС, в том числе с Республикой Беларусь: «С 2016 года в Республике Беларусь начал функционировать новый орган государственной власти – Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Между ним и ФАС России установились тесные и дружеские отношения, которые подкреплены Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области защиты конкуренции. Этот документ закрепляет современные формы и инструменты взаимодействия, в том числе в конкретных случаях нарушений, и обмен конфиденциальной информацией. Создан российско-белорусский Экспертный совет по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках, регулярно проводятся совместные заседания Президиума ФАС России и Коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. На них обсуждаются важные и перспективные вопросы двустороннего сотрудничества. Такая форма взаимодействия эффективно подкрепляет наши многосторонние контакты в рамках ЕАЭС».

«Мы вместе занимаемся общим делом, которое защищает две сотни миллионов потребителей, миллионы хозяйствующих субъектов от произвола монополий в наших странах. Эта работа сопровождается важными политическими инициативами, которые требуют в том числе принятия решений на законодательном уровне. Например, проект по отмене роуминга. В России эта тема состоялась. По этому вопросу идут интенсивные переговоры между нашей страной и Республикой Беларусь. Отмена трансграничного роуминга при телефонных и интернет-контактах – вопрос, который может быть решен с правовой, технической и экономической точек зрения на уровне ЕАЭС», – сообщил замглавы ФАС России.

«Мы единым фронтом выступаем на международной арене. Благодаря активной поддержке коллег из всех стран ЕАЭС нам удалось на очередной конференции ЮНКТАД продвинуть нашу инициативу по борьбе с трансграничными нарушениями антимонопольного законодательства, и в первую очередь – с транснациональными картелями. Эту инициативу поддержали государства-члены ООН. Она стала одним из приоритетов в работе Конференции по торговле и развитию ООН на ближайшие пять лет», – заключил Андрей Цыганов.

В мероприятии приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, член этого комитета Игорь Морозов, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев и др.

О других выступлениях в рамках мероприятия можно прочесть здесь.

ФАС России

25 ноября 2020 г.





 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.