В случае решения взимать сбор в 2021 г. предлагается пересмотреть редакцию приказа ФАС России и ввести разный размер ставки для различных категорий судов, в том числе контейнеровозов.
Также РСПП хочет ограничить на пять лет предельный максимум годового инвестсбора уровнем 7 млрд руб. (сейчас предполагается, что этот уровень будет превышен в 2023 г.). Кроме того, грузовладельцы считают необходимым расширить перечень портов с 13 до 55, не взимать сбор в портах, построенных за счет частных инвестиций или по концессии, и зафиксировать, что для устранения коррупциогенных факторов единая ставка для всех портов устанавливается в приказе ФАС России.
Изменения, позволяющие взимать инвестсбор, внесены в Закон о морских портах в 2017 г. В 2019 г. Правительство РФ утвердило правила его взимания: в первую очередь сбор решено брать с грузовых судов в заграничном плавании однократно за заход или выход из порта.
Несмотря на просьбы бизнеса отложить введение сбора, в начале ноября 2020 г. ФАС России подготовила проект приказа, утверждающего его ставки. Служба предложила установить в 2021 г. предельный максимальный тариф в 12,31 руб. за единицу валовой вместимости судна, с последующей индексацией в 2022 и 2023 г. После этого Минтранс России опубликовал проект приказа, из которого следовало, что от нового сбора в 2021 г. планируется получить 5,1 млрд поступлений, в 2022 г. – 6,3 млрд и в 2023 г. – 7,2 млрд руб.
В письмах бизнес указывает, что с учетом включения портовых сборов во фрахтовую ставку его взимание приведет к увеличению конечной стоимости экспортных грузов. Стоимость захода судна в порт увеличится на 10%, а для контейнеровозов на Дальнем Востоке – в три-четыре раза по сравнению с Китаем.