При наборе в строке поиска системы Rambler словосочетания «полоска тест на коронавирус» справа от результатов поисковой выдачи отображался рекламный баннер. Он содержал изображение теста, информацию о его цене, названии и данные о компании «Новоком», которая реализовывала товар.
Рекламное объявление также было гиперссылкой, которая вела на сайт интернет-магазина медоборудования и медтехники, на страницу рекламируемого экспресс-теста на COVID-19.
В ходе разбирательства ФАС России установила, что среди зарегистрированных на территории РФ медицинских изделий рекламируемый экспресс-тест на COVID-19 TestSeaLabs отсутствует. При этом п. 5 ст. 7 Закона о рекламе запрещает рекламу товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.
На основании этого Комиссия ФАС России признала рекламодателя («Новоком») нарушившим закон. Рекламораспространителем рекламы экспресс-теста на COVID-19 является «Яндекс», поскольку размещение рекламы в блоках «Яндекс.Директ» на ресурсах поисковой системы «Рамблер» осуществляется именно этой компанией, в связи с чем она также нарушила Закон о рекламе.
Обеим компаниям выданы предписания о прекращении нарушения.
«Безусловно, в условиях пандемии недобросовестные продавцы товаров и услуг, так или иначе связанных с борьбой с COVID-19, пытаются привлечь потребителей любыми возможными способами, в том числе рекламой, – отмечает начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. – У медизделия должна быть регистрация, и если таковой у него нет, то и реклама этого товара недопустима. Обеим компаниям грозят штрафы от 100 тысяч до 500 тысяч рублей».