1. Письмо от 23.09.2020 № ДФ/82581/20 «О применении части 11 статьи 5 Федерального закона „О рекламе“».
Документ касается возбуждения антимонопольными органами дел по признакам нарушения ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования законодательства о государственном языке РФ.
Эта норма, как указывает ФАС России, подразумевает необходимость соблюдать в том числе законодательство, касающееся использования в рекламе русского языка. Так, в рекламе должен использоваться русский язык. Допускаются иностранные слова и выражения, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
При этом Законом о рекламе не предусмотрена ответственность за нарушение ч. 11 ст. 5 и не определен субъект ответственности за ее нарушение, поэтому возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в части нарушения только этого положения не предполагается, подчеркивает регулятор.
Однако если реклама с информацией, выполненной на иностранном языке, вводит потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования, она подлежит оценке на предмет наличия признаков нарушения иных положений Закона о рекламе, предусматривающих ответственность:
Также ФАС России указывает, что неологизмы, возникшие путем заимствования слов из иностранных языков, не являются иностранными словами. Поэтому само по себе их использование не нарушает требования п. 1 ч. 5 и ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Письмо от 24.09.2020 № ДФ/82787/20 «Об отнесении информационных стендов к рекламным конструкциям».
В документе дано разъяснение по вопросу отнесения к рекламным конструкциям стендов, размещенных у входа в подъезды жилых домов. Основной вывод регулятора: требования ст. 19 Закона о рекламе не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляет владелец рекламной конструкции, являющийся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Этот перечень рекламных конструкций не является закрытым. В части 1 ст. 19 также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения». По мнению ФАС России, к таким средствам следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.
Если стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов, используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с положениями ст. 19 Закона о рекламе, в том числе о наличии разрешения на их установку и эксплуатацию, внесении конструкций в схему размещения рекламных конструкций.
Однако нужно учесть, что Закон о рекламе не распространяется на сообщения органов госвласти, иных госорганов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой, объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если на информационных стендах, установленных у входа в подъезды жилых домов, размещается такая информация (например, об отключении горячего водоснабжения), положения Закона о рекламе на установку таких стендов не распространяются.
Кроме того, указывает ФАС России, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, вправе в соответствующем нормативном акте определять порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулирует Закон о рекламе.