Воскресенье, 28 декабря 2025 г.
Главная /  Новости /  Оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ...
Оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ внесен в Правительство РФ
Минфин России доработал поправки в Закон № 44-ФЗ, призванные существенно упростить закупочное законодательство, передает «Коммерсантъ». Оптимизационный пакет уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Подготовленные по поручениям Президента РФ и Правительства РФ изменения планировались к принятию еще осенью 2019 г. и должны стать второй частью реформы закупочного законодательства. Однако их разработка затянулась из-за многочисленных правок по результатам парламентских слушаний и появления дополнительных поручений – представленная в феврале редакция также потребовала доработки с учетом замечаний ФАС России и новых поручений.

Финальная версия проекта изменилась с тех пор незначительно: как и предполагалось, количество видов закупок сокращено с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведена унификация требований к их документации. Проект сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки (от планирования до приемки и подачи жалоб), а также универсальной предквалификации для защиты от недобросовестных поставщиков и жалобщиков (для закупок от 20 млн руб.). Упрощена контрактация для строительных работ (закупка «под ключ» на всех этапах – от составления проектной документации до строительства и реконструкции).

Изменения в Закон № 44-ФЗ предполагают дальнейшее упрощение работы с госзаказом: вводятся единые типовые контракты – их разработкой займется Правительство РФ (сейчас наряду с федеральными ведомствами такое право закреплено за госкорпорациями).

Из подзаконных актов в закон будет перенесен и ряд устоявшихся норм: например, порядок общественного обсуждения закупок, совместных закупок ведомств и регионов, параметры преференциальных режимов для предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. Будут расширены и возможности закупки у единственного поставщика для региональных работ по строительству и капремонту (по решению губернатора) или материальных ценностей из госрезерва.

Проект вводит в закон понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки» как совокупной оценки опыта поставщика – на его появлении настаивала ФАС России. По задумке службы, рейтинг должен автоматически присваиваться в Единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. При достаточном рейтинге поставщик сможет рассчитывать на преференции (отмена или снижение обеспечения по контракту). Поправки наделяют Правительство РФ правом утвердить правила формирования рейтинга, в общем виде информация о нем будет включена в единый реестр участников закупок и доступна для ознакомления.

В проекте не удалось реализовать идею ФАС России о сокращении длительности аукциона до 2 ч – она составит максимум 3 ч, дальнейшее сокращение противоречило бы нормам ЕАЭС.

Ряд точечных поправок в закупочное законодательство касается предоставления обеспечения по контрактам: помимо банковской гарантии теперь поставщики смогут получить гарантии ВЭБ.РФ, а малый бизнес еще и гарантии региональных гарантийных организаций. В процессе доработки проект лишился нормы о включении банков в число субъектов контроля по Закону № 44-ФЗ – ранее речь шла об ужесточении ответственности банков перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах.

22 мая 2020 г.

Главная цифра

17.3

Эта новая статья об унификации торгов введена в Закон о защите конкуренции

Опрос