Компания полагала, что раз была единственным участником торгов, то цена договора впоследствии может быть пересмотрена в сторону уменьшения, поскольку в ГК РФ указано, что цена может регулироваться.
Как уточнила заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Оксана Малая, нормы Приказа № 67 устанавливают запрет на изменение цены договора аренды госимущества в сторону снижения, если цена была сформирована по итогам проведения конкурентных процедур – имущественных торгов.
Согласно позиции апелляционной инстанции ВС РФ «размер арендной платы за право пользования госимуществом по договору, заключенному на торгах (в том числе если торги признаны несостоявшимися), не подлежит нормативному регулированию со стороны органа власти, изменение размер арендной платы осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные условиями заключенного договора».
«Решение сторон об изменении размера арендной платы в сторону снижения, при условии, что право аренды было выставлено на торги, вне зависимости от количества участников таких торгов, является незаконным, – почеркнул начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев. – Такие действия противоречат смыслу торгов, главная задача которых – предложить это право всем заинтересованным лицам и заключить договор на аренду права по наилучшей цене. Снижение цены договора после проведения торгов также может свидетельствовать о злоупотреблении своими правами хозяйствующим субъектом, с которым заключен соответствующий договор, и создании такому лицу необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности».
Соответствующую позицию ФАС России поддержали ВС РФ, Минюст России и Генеральная прокуратура РФ.