Как пояснил председатель Комиссии по анализу товарных рынков заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, «целью анализа жилищного строительства является оценка состояния конкурентной среды на рынке строительства многоквартирных домов в Российской Федерации. В исследовании мы учитываем сведения о введенных в эксплуатацию объектах и в отдельных случаях – в целях анализа инвестиционных портфелей застройщиков – сведения о выданных разрешениях на строительство. Рассмотренная сегодня методика позволяет структурировать и систематизировать полученные данные. В анализе будут детально исследованы последствия серьезных регуляторных изменений, имевших место в 2019 году».
На заседании комиссии эксперты также заслушали результаты исследования состояния конкуренции на пяти оптовых рынках алкогольной продукции: пива и пивных напитков, водки, виноградных вин, рынке алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 25% и более 25%.
Исследование показало, что эти рынки характеризуются низкой и умеренной концентрацией поставщиков продукции, в связи с чем являются высококонкурентными. В качестве барьеров входа эксперты ФАС России отмечают значительные экономические ограничения в виде крупных первоначальных инвестиций для потенциальных производителей продукции, а также высокую стоимость привлечения финансовых ресурсов. Вместе с тем для потенциальных производителей и импортеров существенными барьерами входа становятся наличие устоявшихся хозяйственных связей между участниками, налаженных схем сбыта через дистрибьюторские сети и административные барьеры, ограничивающие возможность продвижения продукции.
Среди основных барьеров входа отмечено так называемое проявление регионального протекционизма в некоторых субъектах РФ, характеризующееся введением дополнительных систем контроля продукции, ограничивающих присутствие на региональных рынках продукции, произведенной в иных регионах.
«В рамках исследования мы провели также опрос участников рынка о проблемах, ограничивающих конкуренцию. Многие из них отметили, что частые законодательные изменения, единый принцип регулирования всех рынков алкогольной продукции и наличие различных условий осуществления деятельности в зависимости от субъекта Российской Федерации усложняет ведение бизнеса», – прокомментировал результаты анализа Андрей Цыганов.
Для развития рынков алкогольной продукции эксперты рекомендуют создать единую концепцию регионального регулирования этих рынков, осуществлять раздельное регулирование разных видов алкогольной продукции с учетом их особенностей, по возможности выявлять и отменять избыточные административные процедуры в отношении участников алкогольных рынков, а также гармонизировать ставки акцизов на алкогольную продукцию на уровне Таможенного союза.
Совокупность представленной в рамках исследования информации о рынках, количество существующих участников (более 1800), а также рост количества хозсубъектов в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в среднем на 15% позволили сделать вывод о преодолимости существующих барьеров входа и о в целом благоприятных условиях развития отрасли.
В аналитическом отчете особо отмечены позитивные тенденции на рынке виноградных вин, связанные, в частности, с сокращением импортных поставок винодельческой продукции на рынок РФ, а также снижением концентрации на этом рынке.
«Появление на российском рынке новых производителей отечественных вин, в том числе в сегменте недорогих натуральных вин, свидетельствует о наличии позитивных тенденций, сохранение которых становится одной из основных задач системы государственного регулирования в этой отрасли», – сказал Андрей Цыганов.
Читайте также: «Минсельхоз России представил позицию о рекламе вина в России».