Как отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, если исходить из смысла штрафа как стимула к соблюдению обязательств, то он обязан быть двусторонним и равным: тогда оба контрагента будут работать над внутренними процессами. «К примеру, машина приехала на распределительный центр вовремя, но сутки стояла в очереди. Задержка в данном случае произошла по вине торговой сети, но по договору, где нет обоюдной ответственности, штраф за простой машины и несвоевременную отгрузку заплатит поставщик», – рассказывает господин Востриков. В «Руспродсоюзе» считают логичным, если в договоре в таком случае будут предусмотрены и штрафы для сети за неполную приемку и позднюю выгрузку товара.
В комиссии по применению КДП сочли, что вопрос формирования списка «парных штрафов» в качестве рекомендуемой формы для включения в договоры между сетями и поставщиками не входит в ее компетенцию. Но там признали добросовестной практику установления в договорах обоюдных неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, соразмерных последствиям нарушений. При поступлении дополнительных обращений от участников рынка и в случае наличия прецедентов «парных штрафов», использование которых может быть признано добросовестной практикой, комиссия готова рассмотреть данный вопрос дополнительно, сказано в протоколе заседания.