Эта мера направлена против практики взимания банками заградительных комиссий, например, за перевод средств с заблокированных в рамках антиотмывочного законодательства счетов.
Кроме того, законопроект вносит изменения в Закон о банках и банковской деятельности, согласно которым при переводе денежных средств от юрлиц или индивидуальных предпринимателей в пользу физлиц размер комиссии «не может быть обусловлен различным назначением осуществляемых переводов либо различными суммами переводов». Сейчас стандартные тарифы за переводы в пользу физлиц варьируются в пределах от нескольких рублей до нескольких десятков рублей. Если же суммы переводов накопленным итогом превышают некие пороговые значения, то кредитные организации применяют повышенные тарифы.
Практика установления повышенных комиссий под видом борьбы с отмыванием доходов не предусмотрена законодательством, говорится в пояснительной записке. А «явно дискриминационные тарифы» банки вводят, применяя рекомендации Центробанка по борьбе с отмывочными схемами. Эти рекомендации не носят нормативного характера, и банки не обязаны их исполнять. Введение не имеющих экономического обоснования повышенных или запретительных комиссий для всех клиентов, включая добросовестных, противоречит принципам риск-ориентированных подходов в борьбе с отмыванием, а также «фактически превратилось в самостоятельную бизнес-функцию банков, в способ увеличения комиссионных доходов», считают авторы проекта.
Идею запрета подобной практики поддерживают в ФАС России. Глава службы Игорь Артемьев 12 декабря 2019 г. на совместном заседании ФАС России и Ассоциации антимонопольных экспертов назвал такие способы увеличения доходов банков под предлогом борьбы с отмыванием «полным безобразием» и «хамством», а также призвал к «радикальным» мерам борьбы с такими практиками. Тогда же заместитель главы ФАС России Андрей Кашеваров назвал самой эффективной мерой противодействия таким практикам законодательные изменения.
В Росфинмониторинге заявили, что ведомству необходимо ознакомиться с деталями законопроекта, но саму идею там поддерживают. В Центробанке, судя по всему, выступают не за отмену применения банками экономических мер борьбы с отмыванием, а за их смягчение. В частности, регулятор заявил, что исходит из недопустимости взимания банками повышенных комиссий «по операциям с низким риском легализации (отмывания) доходов». К таким операциям он относит перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов и др.