«Закон о естественных монополиях», о необходимости упразднения которого уже неоднократно высказывалась ФАС, может быть пересмотрен. Вчера на заседании правительства Дмитрий Медведев отметил, что в законе необходимо «устранить противоречия», а также оценить его «актуальность». Правда, полную «ликвидацию» закона премьер посчитал преждевременной. Однако не все эксперты с ним согласились.
Глава ФАС Игорь Артемьев неоднократно заявлял о необходимости упразднения закона «О естественных монополиях». Как отметил чиновник вчера заседании правительства, между законом от 2006 года «О защите конкуренции» и более частным законом от 1995 года «О естественных монополиях» существует коллизия, которая «зачастую приводит к неконкурентным решениям, в том числе в судах». «Мы хотели бы попросить правительство всерьез обдумать вопрос об уничтожении закона», — предложил Медведеву руководитель ФАС.
Премьер в ответ сперва назвал предложение г-на Артемьева «жестким», однако затем добавил, что «если закон противоречит основополагающим правилам закона «О конкуренции», то нужно эти противоречия устранить». «Потому как действует правило о том, что специальный закон всегда изменяет или дополняет действие общего. Но в специальных законах можно написать такое, что от общего закона ничего не останется. Я сейчас не призываю к тому, чтобы окончательно закрыть этот закон, но давайте оценим его актуальность. Он был принят в определенный период, наверное, какую-то роль он играет, но надо посмотреть на него современными глазами», — подчеркнул Медведев.
Эксперты отмечают, что устранить противоречия между двумя законами правительство пытается уже на протяжении 15 лет. «Однако безуспешно. Закон «О конкуренции» фактически покрывает все сферы, где возникают вопросы, связанные со злоупотреблениями. На фоне этого закон «О естественных монополиях» вырывает часть сфер, которые признаются монопольными. Тем самым там выстраиваются специфические отношения между участниками рынка и регулятором», — объясняет ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков Андрей Шаститко. По его мнению, одним из решений проблемы могло бы служить дополнение закона «О конкуренции» отдельными отраслевыми нормами.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов настроен более критически. По его мнению, упразднение закона может привести к ослаблению регулирования естественных монополий, что в свою очередь приведет к снижению надежности их деятельности и возможному росту стоимости их услуг. «Для ФАС отмена закона несет упрощение работы, но никак не повышение конкуренции в экономике. Так, в отсутствие этого закона можно будет судиться с естественными монополиями, например с РЖД и «Газпромом», по поводу малейшего нарушения конкуренции, а поводов будет предостаточно. Это гораздо «солиднее», и размеры штрафов более интересные, чем иск к маленькой точке общепита в аэропорту из-за трехкратной цены чашки кофе», — отмечает г-н Трудов.
В том, что окончательное «уничтожение» «неудобного» для ФАС закона проблему отсутствия полноценной конкурентной среды не решит, солидарен и доцент кафедры энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Андрей Белый. «Вероятно, это первый шаг к созданию такой среды. Электроэнергетика и газовая отрасль работают на разных уровнях. В электроэнергетике процесс либерализации происходит уже с начала прошлого десятилетия, а в газовой сохраняется фактическая монополия «Газпрома». Но даже в электроэнергетике государство пока играет довольно большую роль в сфере контроля над ними. Если смотреть на раздробленность рынка в целом, то она небольшая. Только устранение закона не является гарантией развития конкуренции на этих рынках», — считает эксперт.
В то же время, несмотря на не самые положительные оценки предложения ФАС, эксперты отметили, что в западной практике понятие «естественная монополия» уже давно ушло в прошлое. «Единственное, что там подпадает под это понятие, — это сегмент транспортировки. Остальные сегменты газовой или электроэнергетической отрасли, как, например, производство, продажа, не попадают в сферу естественных монополий. Но в России понятие «естественная монополия» как бы применяется ко всей отрасли. Это своеобразный постсоветский институт, когда газовую и электроэнергетическую отрасли ограничивали в свете возможной приватизации и конкуренции. Думаю, глава ФАС обоснованно считает как само понятие «естественная монополия», так и сам закон устаревшими», — добавляет г-н Белый.
Партнер компании «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов отметил, что сейчас в целом наблюдается тенденция кодификации законодательства. «Это происходит с гражданским законодательством. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере антимонопольного регулирования. Тот же закон «О конкуренции» активно используется бизнесом. Логично все нормы, которые связаны с антимонопольным регулированием, включить именно в него», — считает г-н Некторов. Однако, по его мнению, полной отмены закона о естественных монополиях вряд ли можно ожидать. Скорее всего правительство ограничится только рядом поправок.