Воскресенье, 7 декабря 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  ФАС России разъяснила вопросы осуществления...
ФАС России разъяснила вопросы осуществления закупок недвижимого имущества
На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 24.10.2019 № ИА/93181/19 «По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества». В нем даны разъяснения по двум блокам вопросов.

1. Об осуществлении закупок на приобретение объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем.

По мнению ФАС России, покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, является «обходом» положений Закона № 44-ФЗ. В соответствии с требованиями Закона закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • размещение проектной документации;
  • установление предквалификационных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;
  • требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.

При проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, эти положения законодательства не применяются.

ФАС России квалифицирует действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Кроме того, подобные действия органов госвласти и органов местного самоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозсубъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке соответствующего объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.

2. Об осуществлении закупки готового объекта недвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ.

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) созданного объекта недвижимого имущества.

ФАС России выявляет факты использования этой нормы Закона № 44-ФЗ для ухода от проведения конкурентных способов закупки. Так, служба выявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном «обходе» Закона № 44-ФЗ:

  • заключение муниципального контракта до подписания соглашения о представлении субсидии муниципальному образованию;
  • непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
  • заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
  • предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия соответствующего решения, предусмотренного п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При наличии каких-либо из перечисленных и иных обстоятельств, устанавливаемых ФАС России при рассмотрении конкретных материалов дел, свидетельствующих о намеренном «обходе» Закона № 44-ФЗ, ведомство квалифицирует эти действия органов госвласти как сговор заказчика и хозсубъекта, приводящий к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчика работ по строительству объекта недвижимости и, как следствие, к устранению конкуренции на рынке строительного подряда.

Журнал «Конкуренция и право»

30 октября 2019 г.