1. Способы распространения рекламы не ограничены, к ним относится и сеть «Интернет». В главе 2 Закона о рекламе, определяющей требования к отдельным способам распространения рекламы, специальных требований к рекламе в Интернете не предусмотрено. Однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям Закона о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям этого Закона в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.
2. С точки зрения ФАС России, не является рекламой:
Но когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой;
Так, не относятся к рекламе однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например avito.ru, cian.ru и др. Сведения о товарах (услугах), размещаемых на таких сайтах, предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному юрлицу и его товару. Соответственно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются;
В исключительных случаях, когда информация на сайте направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.
Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который остается на этом месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес.
3. В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2.2 ст. 27 Закона о рекламе помимо случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, допускаются размещение, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в Интернете):
ФАС России особо отмечает, что Закон о СМИ не относит к специализированным изданиям СМИ, распространяющие материалы и сообщения физкультурно-спортивного характера. Вместе с тем если специализацией (тематикой) СМИ или одной из специализаций (тематик) является спортивная, то такое СМИ вправе размещать на сайте, зарегистрированном в качестве сетевого издания рекламу основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах.
4. Закон о рекламе не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Такая реклама должна соответствовать как общим требованиям Закона о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям Закона в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.
В этом же пункте письма регулятор подробно объясняет, как устанавливает рекламодателя спорной рекламы. И указывает, что в случае выявления признаков нарушения законодательства РФ о рекламе в содержании рекламы, распространяющейся соцсетях, для установления рекламодателя антимонопольные органы могут направить соответствующий запрос в адрес лица, на привлечение внимания к деятельности (товарам, работам, услугам, средствам индивидуализации) которого направлено распространяемое рекламное сообщение, а также в адрес владельца соцсетей для установления рекламодателя и рекламораспространителя рекламы.
5. Если при использовании мобильных приложений пользователь мобильного устройства получает рекламу какого-либо товара, загружаемую из Интернета, то такую информацию следует расценивать как рекламу данного товара, распространяемую в Интернете.
Значит, к ней применяются ограничения для рекламы товаров, запрещенных к распространению в Интернете. В частности, таким способом не допускается распространение рекламы алкогольной продукции (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе).
6. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, без указания категории этой информационной продукции (ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе).
Это требование распространяется на рекламу только такой информационной продукции, которая подлежит возрастной классификации.
Информация, размещаемая на сайтах в Интернете, подпадает под понятие информационной продукции. Возрастной классификации подлежит не любой сайт, а только такой, который является сетевым изданием, то есть зарегистрирован в качестве СМИ. Соответственно, в рекламе сайта, не зарегистрированного в качестве СМИ, указывать категорию информационной продукции не требуется.
7. В Интернете запрещена реклама алкогольной продукции, в том числе вина (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе).
Поскольку Закон не содержит исключений из запрета на размещение рекламы алкогольной продукции в Интернете для каких-либо сайтов, в том числе для зарегистрированных в качестве СМИ (сетевых изданий), реклама вина, производимого на территории РФ из выращенного на территории РФ винограда, на сайтах, являющихся сетевыми изданиями, также не допускается.
8. Под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе). Если на основании договора с владельцем (администратором) сайта лицо использует собственные технические средства, с помощью которых распространяет рекламу на сайте указанного владельца (администратора), при этом последний принимает решение о распространении на сайте рекламы, определяет общие параметры ее распространения, таким образом, использует сайт для распространения рекламы, по мнению ФАС России, данное лицо и владелец (администратор) сайта, на котором размещается реклама, подпадают под понятие рекламораспространителя и могут быть признаны рекламораспространителем.
Если, исходя из существа совершенного правонарушения, технических возможностей, имеющихся прав и обязанностей в рамках договорных отношений, будет установлено, что владелец (администратор) сайта, на котором размещалась реклама, не виновен в нарушении законодательства о рекламе, данное лицо может быть освобождено от административной ответственности.
Цифра недели
1-е чтение
прошел законопроект об индексации порогов ущерба и преступного дохода по некоторым экономическим преступлениям, включая ограничение конкуренции