Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Эксперты изучили конкуренцию на рынке...
Эксперты изучили конкуренцию на рынке предварительно установленных приложений
Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ подготовили новый бюллетень о развитии конкуренции в России, в котором рассмотрели условия для развития конкуренции на рынках мобильных приложений и возможного государственного вмешательства. Выпуск бюллетеня называется «Предустановка мобильных приложений: вопросы конкуренции».

Необходимость оценить влияние предустановки на состояние конкуренции на рынках ПО стала очевидна после волны дел против крупнейших компаний – владельцев операционных систем, таких как Microsoft и Google, по вопросу злоупотребления ими своим доминирующим положением, пишут эксперты. Злоупотребления, в частности, выражались в установлении ограничивающих условий по предустановке ПО на устройства на базе соответствующих операционных систем.

Авторы бюллетеня отмечают, что опыт рассмотрения аналогичных дел в нашей стране послужил основой для разработки ФАС России Концепции изменения федерального законодательства в части установления требований по предустановке отечественных мобильных приложений на абонентские устройства, реализуемые на территории России. Концепция предусматривает предустановку определенного перечня классов приложений, в том числе программ геопозиционирования, соцсетей, мессенджеров, а также антивирусных и поисковых программ.

В целом эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ делают вывод, что эффективность предварительной установки мобильных приложений на устройства в качестве канала продвижения обусловливается главным образом склонностью потребителей использовать ПО, установленное «по умолчанию». При этом предустановка не всегда ограничивает конкуренцию, а само по себе использование канала предустановки не является нарушением антимонопольного законодательства, так как потребителям при покупке выгодно наличие на устройстве предварительно загруженных приложений. Кроме того, у конечных пользователей сохраняется возможность как изменять начальные настройки, отключать или удалять предустановленные приложения, так и устанавливать иные приложения.

Эффективность предустановки, а также ее положительное или отрицательное влияние на конкуренцию и благосостояние потребителей зависит от того, каковы издержки потребителей при переходе на конкурирующие приложения или использование одновременно нескольких аналогичных приложений различных производителей, резюмируют авторы исследования.

Аналитический центр при Правительстве РФ

11 июля 2019 г.