Антимонопольный орган признал ООО «Строй-Мастер» (г. Барнаул) и ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» (г. Барнаул) нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе расследования установлено, что в течение трех лет компании реализовывали в ходе шести аукционов антиконкурентное соглашение, заранее определяли и согласовывали между собой победителя торгов и наиболее выгодный для себя предел снижения начальной максимальной цены контракта.
Примечательно, что компании использовали разные схемы антиконкурентного поведения.
Так, в 2015 г. с целью получения контракта в ходе конкурентных процедур они, находясь в разных экономических условиях, заявляли одинаковые ценовые предложения, в том числе и с существенным снижением НМЦК, выигрывали торги, а впоследствии сотрудничали друг с другом в рамках поставки оборудования или выполнения субподрядных работ.
В 2016 г. стратегия изменена на ценовую дезориентацию: одна из организаций предлагала низкую цену, имитируя участие в торгах, при этом заведомо зная, что в ходе рассмотрения второй части заявок не представит требуемые заказчиком документы и, выбыв из конкурентной борьбы, обеспечит победу второй фирме по максимально возможной цене.
В 2018 г. компании вновь отказываются от самостоятельной ценой политики и, являясь единственными участниками аукционов, подают одинаковые предложения со снижением цены контракта на 0,5%, отказываясь от дальнейших конкурентных действий.
В процессе рассмотрения дела были собраны косвенные доказательства: общность технического оснащения, отсутствие неопровержимого экономического обоснования предложенных цен в ходе торгов, тесные родственные взаимоотношения при осуществлении предпринимательской деятельности и пр. Все это в совокупности подтверждает согласованность действий ООО «Строй-Мастер» и ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» при участии в аукционах.
Факт нарушения оба ответчика не признали, объясняя совместную подготовку к аукционам привлечением к участию в торгах одного и того же уполномоченного лица, кроме того, компании указали на его «ошибки» при проведении торгов. Однако данные доводы признаны несостоятельными ввиду того, что изначально претензий к оказанным им услугам у компаний не было, а появились они только в ходе антимонопольного расследования.
Участникам сговора выданы предписания о прекращении допущенного нарушения, а также с целью дальнейшего отслеживания действий нарушителей установлена обязанность ежеквартально предоставлять в антимонопольный орган информацию об участии в государственных и муниципальных закупках и их результатах в течение 2019 г.
Дополнительно уполномоченное лицо УФАС рассмотрит вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности.