Тему импортозамещения в рамках госзакупок медицинских изделий осветил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.
«В госзаказе существует два ключевых вопроса: что покупать и как покупать, – начал свое выступление спикер. – Таким образом, 44-ФЗ решает вопрос о том, каким образом осуществлять закупки, а что покупать, определяют госзаказчики. Причем будь то при обращении лекарственных препаратов или же медицинских изделий, если вопросы стандартизации не решены, то госзаказчик может манипулировать закупкой, исключая российских производителей. И в этом смысле возможности антимонопольной службы сильно ограничены, поскольку определять эквивалентность медизделий может и должен Минздрав, а если этого не сделано, то отсутствует сама возможность соответствующего „арбитража“».
Тимофей Нижегородцев напомнил, что в том числе для обеспечения открытости рынка госзакупок, в первую очередь для отечественных производителей, Правительство РФ приняло «дорожную карту» «Развитие конкуренции в здравоохранении» (Распоряжение Правительства РФ от 12.01.2018 № 9-р). Однако на сегодняшний день не реализовано большинство включенных в нее мероприятий, посвященных обращению медизделий. В частности, это касается ключевого вопроса об установления порядка определения взаимозаменяемости медицинских изделий, в том числе расходных материалов.
«Если вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов и расходных материалов не решены, то неважно, каким способом осуществляется закупка. Вас просто к этой закупке не допустят, – констатировал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли. – До сих пор мы не можем добиться того, чтобы обеспечить возможность доступа российских производителей на недискриминационной основе к торгам, принимая решение на основе экспертизы о взаимозаменяемости аналогичных, эквивалентных медицинских изделий».
Также до сих пор не решен вопрос с определением понятий медицинских изделий «открытого» и «закрытого» типа. «Это необходимо сделать, чтобы мы могли дать соответствующие указания госзаказчикам, чтобы они приобретали только „открытые“ в этих случаях изделия медицинского назначения и, тем самым, обеспечить доступ российских производителей, в том числе в ОПК, на рынок производства и продажи соответствующих расходных материалов. У нас же в течение 20 лет происходит все с точностью наоборот: рынки расходных материалов закрываются, соответствующие производители закрывают возможность выпуска независимыми производителями расходных материалов», – рассказывает начальник Управления социальной сферы и торговли.
Для этих целей также необходимо установить обязанность для производителей медицинских изделий – участников госзакупок указывать в технической документации требования к расходным материалам, обеспечивающим надлежащую эксплуатацию медизделия, в соответствии с регистрационным досье. Это позволит избежать манипуляций на торгах со стороны госзаказчиков и создать условия для конкуренции и доступа на этот рынок российских производителей.
«При этом доступ к этим документам должен быть открыт для антимонопольного ведомства, судов и, самое главное, для госзаказчиков и участников торгов», – подчеркнул Тимофей Нижегородцев.
Кроме того, он отметил, что нужно отказаться от перевода госзакупок медизделий из режима электронных аукционов на конкурсные процедуры, так как последние содержат больше возможностей, чтобы ограничить участие в них компаний. Причем достаточно часто это касается именно российских производителей.
До сих пор не решен и вопрос об установлении требования к указанию в документации о закупке медизделий остаточного и конкретного срока годности, в течение которого расходный материал может использоваться. «Если на рынке лекарственных препаратов мы эту проблему решили совместно с Министерством здравоохранения, то на рынке медизделий и расходных материалов нам еще предстоит решить этот вопрос», – подытожил Тимофей Нижегородцев.
Читайте также: