Андрей Кашеваров осветил тему становления органа саморегулирования в сфере рекламы в Российской Федерации. Он напомнил о периодически возникающем желании раздробить регулирование рекламы на сегменты: «Это побудило наше ведомство проанализировать опыт разных стран. В результате чего мы выяснили, что 48 юрисдикций совместно с госрегулятором успешно развивают саморегулирование. Поэтому мы решили, что нам необходимо запустить подобный проект».
Так, 28 сентября 2017 г. ФАС России, правительство Санкт-Петербурга и Европейский альянс по рекламным стандартам (EASA) подписали Меморандум «О разработке „дорожной карты“ по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО», а в апреле 2019 г. Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» стала членом-наблюдателем EASA.
«Это подчеркивает тот факт, что наши усилия в области становления СРО в сфере рекламы были не напрасны, и они получили признание наших зарубежных коллег», – подчеркнул замруководителя антимонопольного ведомства.
Кроме того, зимой 2019 г. АМИ «Рекламный совет» была зарегистрирована в Минюсте России как саморегулируемая организация в сфере рекламы.
Формирование саморегулируемой организации происходит по конфедеративному принципу. То есть в ее состав могут входить как ассоциации, союзы, объединения, так и индивидуальные члены – представители индустрии. Членство в СРО добровольное и не предполагает лицензирования деятельности. В то же время ожидается, что саморегулируемая организация подпишет соглашение с ФАС России.
Говоря о функционировании СРО, Андрей Кашеваров подчеркнул, что «в отличие от союзов и ассоциаций, действующих на рекламном рынке, АМИ „Рекламный совет“ будет занимать свою особенную нишу, которая в настоящее время никем не занята. Это контроль контента. То есть в некоторой степени то же самое, что делает ФАС. При принятии решения по делу СРО, в случае если компания добровольно устранит нарушения, она не будет подвергаться никаким административным санкциям. Если же нарушение не будет добровольно устранено, в ход пойдет весь перечень инструментов, которым обладает организация, включая составление протокола в ФАС».
Также заместитель руководителя ФАС России отметил, что служба не будет пересматривать решения, принятые СРО. Оспорить ее решение можно будет только в судебном порядке по аналогии с решениями ФАС России.
«Вся практика применения и единообразия будет формироваться в судебных органах. Это будет точкой схождения, чтобы все решения ФАС и СРО принимались единообразно», – подчеркнул он.
Рассказывая о дальнейшем развитии СРО в России, спикер отметил, что АМИ «Рекламный совет» уже начала работу. Также он упомянул о том, что на площадке Объединения корпоративных юристов готовятся поправки в Закон о рекламе.
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина приняла участие в работе секции «Вещатели и регуляторы: новое в правоприменительной практике». В ходе секции были освещены вопросы применения законодательства о рекламе радиоканалами, в том числе привлечения к ответственности при выявлении нарушений Закона о рекламе.
Отдельное обсуждение вызвала инициатива по развитию саморегулирования в сфере рекламы. «Пересмотр саморегулируемой организацией решений, принятых территориальными органами ФАС России, не предполагается, так же как и пересмотр решений саморегулируемой организации в ФАС России, решения как саморегулируемой организации, так и антимонопольных органов могут быть обжалованы в суд, и на основе судебной практики будет формироваться единообразие применения», – пояснила Татьяна Никитина.
Кроме того, она выразила готовность рассмотреть предложения Российской академии радио по скорости произнесения в рекламе на радио обязательной или важной информации для последующей разработки рекомендаций.
«ФАС России всегда с позитивом относилась к принятию самой индустрией правил поведения на рынке, которые направлены на защиту интересов потребителей, а также отрасли в целом», – отметила спикер.
По материалам ФАС России
Читайте также: Григорьев Д. Рекламное саморегулирование в России: механика, преимущества и перспективы // Конкуренция и право. 2019. № 3. С. 20–28.