Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  ФАС России планирует усовершенствовать порядок...
ФАС России планирует усовершенствовать порядок импортозамещения в госзаказе, ввести регулирование для закупок малого объема и организовать проверки по госконтрактам в рамках нацпроектов
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов выступил на конференции «Совершенствование 44-ФЗ».

«Сейчас в правительстве идет подготовка перечней товаров, работ, услуг, на которые в рамках реализации нацпроектов предполагается распространить политику импортозамещения, – сказал Лобов. – Уже сейчас есть 5,8 тысячи позиций. С учетом действующих механизмов импортозамещения нормально работать будет нереально».

Для решения проблемы ФАС России предлагает распространить механизм 15-процентной ценовой преференции с отдельных сфер на все российские товары, работы, услуги, а также пересмотреть все правительственные акты по запрету на закупку зарубежной продукции. Об этом пишет Интерфакс-ProЗакупки.

«Здесь предлагаем такой подход: в тех сферах, где есть один отечественный производитель, задействовать механизм ценовой преференции, а где два-три – использовать правило „третий лишний“, – сказал Лобов. – При этом предлагаем отменить все действующие запреты, оставив их только для сфер, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности страны».

Также Лобов отметил, что прорабатывается вопрос предоставления дополнительных преференций для производителей, локализовавших в России то или иное производство.

По его словам, эти предложения после согласования с вице-премьерами будут направлены на рассмотрение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

Также, по словам представителя регулятора, ФАС России предлагает ввести регулирование для закупок малого объема. «Развивать направление агрегаторов торговли необходимо, – сказал Лобов. – В Законе № 44-ФЗ должны быть нормы, регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава».

При этом Лобов подчеркнул, что в этих нормах должен быть прописан порядок контроля таких закупок. «Сейчас никакого контроля за проведением закупок малого объема нет», – отметил он.

В свою очередь заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе рассказала, что развитие закупок из каталога (закупки в электронных магазинах, на агрегаторах торговли) – задача на 2020–2022 гг.

«Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, – сказала Катамадзе. – Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и тому подобное), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли».

Кроме того, на конференции также сообщено, что ФАС России планирует организовать регулярные проверки по госконтрактам в рамках нацпроектов.

«Готовим запрос в наши региональные управления о проведении регулярных, раз в квартал, внеплановых проверок по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, – сказал Лобов. – Чаще проводить такие проверки затруднительно из-за ограниченности ресурсов».

При этом Лобов отметил, что с начала текущего года по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, в ФАС России поступило более тысячи жалоб. В 25% случаев служба выявила критичные нарушения, связанные с проведением закупок.

В то же время Лобов заявил, что ФАС России рассчитывает на включение в Закон № 44-ФЗ норм о финансовом обеспечении жалоб. По его словам, большое число обращений в ФАС России не обосновано. Так, многие участники подают жалобы для того, чтобы приостановить, замедлить закупку, поскольку не успевают принять в ней участие.

Еще одно ожидание (в части принятия поправок к Закон № 44-ФЗ) ФАС России касается распространения контроля со стороны ведомства на банки, имеющие право открывать спецсчета для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках.

«В начале года было много жалоб на электронные торговые площадки (ЭТП), связанных со спецсчетами, – рассказал Лобов. – В ходе проверок выяснилось, что в нарушениях виноваты не площадки, а банки. Сейчас у ФАС нет рычагов воздействия на эти банки, а штрафовать ЭТП за чужие нарушения неправильно».

05 июня 2019 г.