Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  В Совете Федерации обсудили мероприятия по...
В Совете Федерации обсудили мероприятия по развитию конкуренции в строительстве
3 июня 2019 г. заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян и начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев приняли участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему «Формирование благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли».

Как отметил замглавы ФАС России, формирование и трансформация делового климата в строительной отрасли невозможны без решения вопросов конкуренции. Фундаментальным направлением в развитии этой отрасли является ее цифровизация.

В настоящее время завершен первый этап по наведению порядка в части осуществления административных процедур в строительстве – Правительство РФ утвердило исчерпывающие перечни процедур, а ФАС России контролирует их соблюдение органами власти и сетевыми организациями. Вместе с тем организация процесса получения разрешительных и иных обязательных документов и согласований осуществляется на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, что приводит к разнородному регулированию и ставит искусственные барьеры.

Для решения этих проблем Правительство РФ поддержало предложения ФАС России и Минстроя России, отраженные в «дорожной карте» по развитию конкуренции, по установлению единого стандарта предоставления региональных и муниципальных услуг в строительстве в электронном виде и переходу на единую государственную цифровую платформу в строительстве, обеспечивающую взаимодействие всех участников градостроительных отношений в цифровом виде по всему циклу процессов.

«Под цифровизацией мы понимаем не перенос прежних методов работы в новые условия, а изменение управленческих подходов и технологий принятия решений. Для этого мы должны обеспечить интеграцию всех электронных систем – задача, над которой уже работают коллеги в Минстрое. Без взаимоувязки и интеграции существующих систем и без их взаимоувязки с региональными системами мы не сможем добиться итоговой цели – перевода системы в формат „единого окна“. Для того чтобы заработало „единое окно“, чтобы в два клика можно было получить услугу или функцию от государства, исключив взаимодействие со всеми промежуточными этапами, нам нужно унифицировать и упростить все процедуры, перевести их в единую систему. Для этого требуется создать единую государственную цифровую платформу», – сказал Рачик Петросян.

Представитель ФАС России также отметил, что перевод взаимодействия участников отрасли в «цифру» не может произойти без унификации всех процедур и требований в строительстве. Внедрение унифицированных стандартов создаст единый механизм взаимодействия застройщиков с органами власти, процесс оказания услуг не будет меняться в зависимости от того, в каком регионе работает застройщик. Результатом внедрения этих стандартов станет переход от сложившейся неоднородной практики предоставления услуг в сферах строительства в разных субъектах РФ к единым стандартам предоставления таких услуг.

«Административные процедуры – не всегда зло. Проблемы идут от их несовместимости и нескоординированности. Но если эти процедуры унифицировать, подгрузить их в электронную систему и единообразно применять для неопределенного круга лиц – тогда будет нам всемирное благо», – заключил Рачик Петросян.

По словам спикера, проблемным вопросом в отрасли является также обеспечение автоматизации сбора и анализа информации о стоимости строительных материалов, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

В настоящее время для производителей и импортеров строительных материалов установлена обязанность предоставлять в ФГИС ЦС информацию об отпускных ценах стройматериалов, изделий, конструкций и оборудования, предусмотренных договорами купли-продажи между производителями и покупателями. Вместе с тем хозяйствующие субъекты фактически не исполняют эту обязанность (по данным экспертов, наполняемость системы составляет около 11%), при этом не обеспечивается достоверность вводимой информации.

В итоге у государства отсутствуют достоверные данные о ценах на строительные ресурсы, о динамике их изменения, а также о поставщиках и производителях, что приводит к необоснованному росту сметных цен на строительство, на строительные материалы, в том числе вследствие локальных антиконкурентных действий со стороны поставщиков стройматериалов, и ставит под угрозу реализацию национальных проектов.

Таким образом, одной из задач по совершенствованию госполитики по развитию конкуренции в сфере строительства является реализация мер по переходу к автоматизированному мониторингу реальных цен на строительные материалы, в том числе предусмотрев право заключения и исполнения договоров купли-продажи строительных материалов в электронной форме непосредственно в системе ФГИС ЦС, интеграция ФГИС ЦС с иными профильными государственными информационными системами (в том числе с базами данных ФНС России и ФТС России), что обеспечит единое информационное пространство для целей ценообразования в строительстве, налогового и таможенного контроля.

«Пока мы не создадим автоматизированный мониторинг и не будем видеть реальных цен на строительные материалы, мы не сможем рассчитывать на объективное ценообразование независимо от применяемых методов. Ключевым фактором реализации национальных проектов является обеспечение строительства такого масштаба строительными материалами и достоверное, прогнозируемое ценообразование», – подчеркнул замглавы ФАС России.

Также была затронута тема внедрения управления жизненным циклом объектов с применением информационного моделирования (BIM), позволяющего реализовать автоматизированное проектирование объектов с использованием классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов и нормативов градостроительного проектирования.

Введение BIM-механизмов позволит оптимизировать принятие бюджетных инвестиционных решений, автоматизировать трудоемкие процессы, упростить корректировку проекта, принимать решения, основанные на оценке затрат не только на строительство, но и на эксплуатацию объекта, что для бюджетных инвестиционных проектов представляет очевидную выгоду.

ФАС России

05 июня 2019 г.