В случае соблюдения потребителями условий договора такая практика недопустима с точки зрения российского законодательства и может содержать признаки злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, а также навязывания невыгодных условий договора.
При этом в случае применения подобной практики вторым участником рынка – АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» (ЕВРАЗ НТМК) – поведение ВМЗ и ЕВРАЗ НТМК может содержать признаки согласованных действий, что также нарушает антимонопольное законодательство.
Напомним, рост цен на цельнокатаные колеса в 2017–2018 гг. является предметом рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении ВМЗ и ЕВРАЗ НТМК антимонопольного законодательства, возбужденного в октябре 2018 г.
ФАС России проводит анализ вклада действий российских производителей и фактора дефицита в рост цен на рынке. По имеющийся у службы информации дефицит на рынке цельнокатаных колес был вызван различными объективными факторами, в числе которых цикличность рынков деталей подвижного состава, в том числе железнодорожных колес, а также динамика рынка колес, бывших в употреблении.
Комплексный анализ ситуации будет проведен в рамках дела. При этом начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова отмечает: «Сам по себе рост цен на любую продукцию доминирующего субъекта в случае, если он вызван объективными, не зависящими от занимающей монопольное положение компании факторами, не может являться монопольным ценообразованием. Вместе с тем в соответствии с российским законодательством действующие контракты должны исполняться: односторонний необоснованный разрыв действующих договоров с целью пересмотра цен недопустим».