Предложение службы должно было позволить Правительству РФ давать разрешения на использование изобретений без согласия патентообладателей, напоминает РБК.
В частности, ФАС России предлагала отбирать у компаний эксклюзивное право на производство лекарств, если те откажутся поставлять препараты в Россию или как-то иначе воспрепятствуют доступности медикаментов. Инициатива ФАС России распространялась не только на лекарства, но и на любые другие полезные изобретения, но фармацевтический – это основной рынок, на котором можно было бы применить документ.
В обосновании ФАС России указывала, что он должен не допустить злоупотребления патентодержателем своим доминирующим положением, которое может выражаться в отказе от поставки на территорию России «социально необходимых товаров». «Такие действия могут повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, а также создают неблагоприятную среду для развития конкуренции», – утверждали в ФАС России.
Минэкономразвития России отмечает, что ст. 1360 Гражданского кодекса РФ, на которую ссылается ФАС России, не является достаточным основанием для выдачи принудительной лицензии для «защиты жизни и здоровья граждан». Кроме того, в проекте нет методики расчета и выплаты соответствующего вознаграждения.
«Минэкономразвития сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», – говорится в заключении министерства.
По данным собеседника РБК, знакомого с ходом работы над документом, от опубликованного варианта принято решение отказаться, отдельные положения из него будут прописаны в новом законопроекте. Кроме того, в Правительстве РФ разрабатывают документ, определяющий размер выплаты патентообладателю в случае принудительной лицензии и порядок ее выплаты.
Читайте также: «Директор департамента Минздрава России считает избыточным принудительное лицензирование лекарств».