«Дальнейшее развитие 223-ФЗ видим в его максимально возможном сближении с 44-ФЗ, – сказала она. – Оценка закона [в том числе последних изменений] о госзакупках, как со стороны заказчиков, так и поставщиков, положительная – критики мы фактически не слышим. Соответственно все лучшие достижения 44-ФЗ необходимо применять в законе о закупках госкомпаний».
При этом Демидова отметила, что первоочередной задачей Минфина России по развитию Закона № 223-ФЗ является завершение работы по двум законопроектам – об исчерпывающем перечне документов для конкурсной заявки и о требованиях к банковским гарантиям, которые готовы, согласованы, поддержаны как госорганами, так и участниками рынка, но никак не могут пройти рассмотрение в Госдуме.
Также, по ее словам, в Законе № 223-ФЗ не до конца решен вопрос с обеспечением своевременной оплаты госкомпаниями поставленных товаров, выполненных работ. «Эта проблема остается, поскольку законодательно срок оплаты по выполненному контракту установлен, но наказания за его нарушение нет», – сказала она.
Одним из важных направлений развития Закона № 223-ФЗ Минфин России считает введение унифицированных способов закупок. «Сегодня речь идет о трех способах закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок, – рассказала Демидова. – При этом мы разграничиваем конкурс и аукцион – для конкурса может использоваться не только ценовой критерий, но и другие: оценка предмета закупки, опыта поставщика и тому подобное. Что касается запроса котировок, то рассматривается возможность изменения его формата в сторону закупок малого объема, электронных магазинов или закупок из каталога».
Она подчеркнула, что работу над развитием Закона № 223-ФЗ Минфин России планирует вести с активным участием участников рынка. «Наша задача идти не путем понуждения, а в режиме диалога, поскольку и заказчики у нас чувствительные и авторитетные, выполняющие важные функции, – сказала Демидова. – Должен быть такой режим диалога, чтобы то или иное нововведение можно было бы попробовать в тестовом режиме».
«Задача заключается не в том, чтобы сделать много-много поправок к закону о закупках госкомпаний, а в том, чтобы развивать этот закон поступательно, аккуратно и чтобы все было экономически обосновано», – добавила она.
Одним из перспективных направлений развития Закона № 223-ФЗ Демидова назвала, в частности, масштабирование опыта по электронизации закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства и их переводу на электронные торговые площадки для госзакупок. «В итоге услышали мнения, что стало удобно, более комфортно работать – одна ЭЦП, одна процедура регистрации открывает доступ ко всем закупкам, – рассказала она. – Почему бы не распространить это правило на все закупки в рамках 223-ФЗ».
Помимо этого, по словам Демидовой, сейчас стоит амбициозная задача по увеличению доли субъектов МСП в закупках госкомпаний. Для ее решения, по оценке Минфина России, необходимо создать для поставщиков комфортную экономическую среду, а также завоевать их доверие – на предмет честности закупок, их прозрачности.
Еще одним важным направлением развития Закона № 223-ФЗ Демидова назвала импортозамещение. «Сейчас, наверное, как раз то время, та ситуация (запуск масштабных национальных проектов, действующие в отношении РФ санкции), когда этому направлению можно уделить значительное внимание, поскольку было бы неразумно не использовать механизм импортозамещения для развития своих ресурсов, – отметила она. – Введенные в отношении страны санкции показали, что такие ресурсы, которые мы могли бы успешно развивать, у нас есть. Особенно показателен результат, полученный в агропромышленном секторе».
Читайте также: