Он напомнил, что ФАС России на протяжении ряда лет последовательно выступает за замену действующего в России принципа национального (а в рамках ЕАЭС – регионального) исчерпания прав на товарные знаки международным, при котором исключительное право правообладателя считается исчерпанным, как только продукция была продана правообладателем или с его согласия в любой части мира.
«Реализация в России механизма обеспечения параллельного импорта не только создаст предпосылки для снижения цены на брендированную продукцию, но и даст возможность развитию малого и среднего бизнеса как основной категории параллельных импортеров, которые, в отличие от традиционных импортеров, не могут получить разрешения на ввоз товаров», – отметил Андрей Кашеваров.
Соответствующие изменения предложены для внесения в Договор о ЕАЭС, однако в настоящий момент единство мнений всех государств ЕАЭС не достигнуто.
Замглавы ФАС России также напомнил, что ведомство рассматривает три дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автоконцернов по фактам запрета правообладателями прав на ввоз автозапчастей лицам, с которыми не заключены соглашения о поставке товаров. В действиях автоконцернов антимонопольная служба усматривает признаки недобросовестной конкуренции, запрещенной ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
В рамках создания системы ускоренного развития субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, ФАС России разработала изменения в Закон о рекламе, направленные на поддержку этой категории бизнеса в сфере распространения наружной рекламы.
Проект федерального закона № 18549-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятый Госдумой в первом чтении еще в феврале 2017 г., предлагает установить минимальную долю мест установки рекламных конструкций, которые должны выставляться на торги для субъектов малого и среднего бизнеса, в размере 20% от каждого типа (вида). Документ также не ограничивает для них возможность принять участие в иных торгах за право установки рекламных конструкций.
«Торги для этой категории предпринимателей должны будут предшествовать иным торгам, а один лот будет содержать одну рекламную конструкцию», – пояснил заместитель руководителя ФАС России.
В рамках инициативы также разрабатывается единый порядок проведения торгов, включая порядок формирования лотов. При этом отбор мест для установки конструкций субъектами МСП должен будет носить недискриминационный характер.