В январе 2018 г. УФАС установило, что в 2016–2017 гг. компании реализовывали антиконкурентное соглашение, заранее определяя и согласовывая, кто будет являться победителем и какое снижение начальной максимальной цены контракта можно допустить.
Антиконкурентное соглашение реализовано на 437 аукционах на организацию поставки лекарственных средств, медицинских изделий, пищевых продуктов (послеоперационное питание) и оказание услуг по перевозке лекарственных средств для нужд ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, а сумма заключенных договоров составила более 500 млн руб.
В числе доводов заявителей в пользу своей невиновности было указано, что «Компания ФИТО» и «Терра» не могут быть участниками картеля, так как входят в группу лиц и находятся под контролем одного лица, а следовательно, должны рассматриваться как единый хозяйствующий субъект (ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Кассация подтвердила, что Новосибирское УФАС России доказало наличие конкурентных отношений между ответчиками.
Кроме того, в настоящее время в Октябрьский районный суд Новосибирска направлено уголовное дело в отношении директоров ООО «Компания ФИТО» и ООО «Терра» по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ.
Как отметил начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев, Разъяснение Президиума ФАС России от 13.03.2019 № 16 полностью раскрывают позицию антимонопольного органа в вопросе применения ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
«По этому вопросу у нас имеется четкая, основанная на нормах действующего законодательства позиция. Частью 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц. Расширительное толкование критериев контроля недопустимо», – добавил он.