В центре внимания антимонопольного органа в том числе стоимость авиатоплива и услуг операторов топливо-заправочных комплексов (ТЗК), обеспечение недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, работы с обращениями граждан и хозяйствующих субъектов.
«За последние 10 лет существенным образом изменилась ситуация на рынке авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Из логистики поставок авиатоплива были устранены непроизводственные посредники, действия которых приводили к необоснованному росту цены на авиатопливо. Результатом действий ФАС России по развитию конкуренции, а также по пресечению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства является формирование благоприятных условий деятельности на рынке авиаперевозок. Перевозчики получили возможность выбора поставщика авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению», – рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
«Ключевое значение в деятельности антимонопольных органов также имеет деятельность по адвокатированию конкуренции с применением различных мер, направленных на развитие рынков и рыночных механизмов. Таким механизмом является развитие биржевой торговли авиационным керосином, инфраструктура которой сложилась в последние годы», – добавил он.
Он отметил, что там, где нет условий для конкуренции, установлены требования по недискриминационному доступу к услугам аэропортов, в том числе топливозаправочных компаний. При отсутствии конкуренции осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги операторов аэропортов, в частности услуги по заправке авиатопливом и хранению авиатоплива – сфера, в которой высоки риски дискриминационного поведения участников рынка.
ФАС России принимает меры антимонопольного реагирования в отношении лиц, нарушающих конкурентное законодательство как по результатам рассмотрения жалоб и обращений, так и по инициативе ведомства.
Так, служба и ее территориальные органы возбудили и рассматривали дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении поставщиков авиатоплива и операторов аэропортов как европейской части нашей страны, так и регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в том числе Красноярского края, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Забайкальского края. Нарушения выявлялись в действиях поставщиков авиатоплива, операторов ТЗК по установлению цен на авиатопливо, обеспечению доступа к услугам по хранению авиатоплива и заправке воздушных судов, препятствованию доступу на рынок альтернативным операторам.
Эта работа продолжается и сегодня. Так, Сахалинское УФАС России возбудило дело в отношении оператора ТЗК аэропорта г. Южно-Курильска по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на авиакеросин.
«Развитие регионального и местного воздушного сообщения, устранение барьеров доступа на рынки услуг в этой сфере – приоритетная задача антимонопольных органов, действия хозяйствующих субъектов на рынках услуг в региональных аэропортах – объект пристального контроля», – заключил замглавы ФАС России.