Модератор сессии, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский отметил, что быстрее всех при внедрении нововведений совершенствуются нарушители.
«Так произошло и с цифровыми картелями. Сначала достижение потребляется против, а потом во благо», – добавил он, говоря о цифровизации, которая принесла новые способы реализации картелей: все чаще для упрощения работы картеля используются специализированные программы, в том числе основанные на машинном обучении.
«По поручению Президента в Правительство внесен разработанный ФАС России законопроект об изменении норм административной и уголовной ответственности за картельный сговор. Среди планируемых изменений – выделение сговоров на торгах отдельной статьей в Уголовном кодексе», – подчеркнул замглавы ФАС России.
«Часто цифровые нарушения совершаются без непосредственного участия человека, – рассказал он. – Мы разработали уже достаточно технологических методов борьбы с картелями».
В практике ФАС России появились первые дела по использованию ценовых алгоритмов и аукционных роботов. Симметричным ответом антимонопольных органов стало внедрение программ-скринингов для выявления сговора на торгах.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подчеркнул дискуссионность вопросов, связанных с квалификацией и реагированием на новые цифровые посягательства на конкуренцию. Он предложил распространить запрет на картели per se и на цифровые сговоры, например сговор об обмене данных.
Также, по его словам, четвертая промышленная революция видоизменяет правоотношения, а законодательство не всегда модифицируется сообразно процессам в обществе.
«Изменяются модели группового поведения. Уже сейчас нужно давать оценку новым явлениям и менять походы, – добавил Андрей Тенишев. – Нужно решить, как оценивать работу ценовых алгоритмов на товарных рынках, инициировать законопроекты по доступу антимонопольной службы к тайне связи».
Он отметил необходимость создать новое направление в криминалистике – антимонопольная криминалистика, которой присущи фиксация и оценка цифровых нарушений.
Кроме того, он отметил, что ответственность за ответы на цифровые вызовы лежит не только на ФАС России, но и на операторах площадок, а также самих участниках правоотношений, и предложил формировать новое правосознание понимания общей ответственности.
Читайте также: «ФАС России научит Большого цифрового кота искать доказательства картельного сговора на торгах».