Сессия «Цифровая экономика – новые вызовы, новые решения» состоялась 16 мая 2019 г. В ходе мероприятия сотрудники антимонопольных ведомств стран мира, эксперты и представители научного сообщества обсудили варианты ответов на вызовы современной экономики и то, может ли конкурентное право стать одним из них.
«Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции, и каждая такая революция меняла экономическую картину мира», – начал свое выступление Андрей Цариковский. Он отметил, что структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее и существенно влияют на все сферы: усиливается «технологическая непредсказуемость», меняются базовые экономические понятия, принципы и структуры целых рынков.
«Раньше под антимонопольным регулированием цифровой сферы подразумевался контроль за цифровыми гигантами, но теперь цифровыми стали все рынки. Информационные технологии – лишь только вершина айсберга. И если мы не изменим принципы регулирования, не сможем контролировать ни один из рынков», – заявил замглавы ФАС России.
Спикер обратил внимание участников на то, что «гиперглобализация» привела к резкому росту неравенства и беспрецедентной концентрации капитала в руках небольшой группы компаний. «В ответ на это появилось региональное законодательство как попытка повернуть глобализацию вспять из-за невозможности регулировать на национальном уровне те процессы, которые происходят на мировом», – пояснил он.
Андрей Цариковский добавил, что традиционные инструменты антимонопольного регулирования уже не работают, а новые рынки появляются и исчезают быстрее, чем те могут включиться: «Мы часто не успеваем отработать механизмы антимонопольного регулирования, как явления уже нет. Скорость появления и исчезновения новых экономических явлений выше скорости цикла законопроектной деятельности».
Он также напомнил о разработанном службой революционном пятом антимонопольном пакете, который модифицирует законодательство под работу в цифровую эпоху, и подчеркнул, что «каждая задержка при его принятии дорогого стоит, потому что действительность быстро меняется, появляются новые факторы, которые мы должны учитывать в законодательстве».
В завершение заместитель руководителя антимонопольного ведомства отметил, что когда-то в качестве недостатка антимонопольного регулирования отмечалась его неконкретность и общность понятий, что «неожиданно стало плюсом для регулирования в новое время, так как может дать быстрый ответ на возникающие вызовы современности».
Читайте также: «Цифровая трансформация: как она идет у антимонопольных органов».