Директор юридического департамента «Нанолек» Марина Ахрименко коснулась «дорожной карты» «Развитие конкуренции в здравоохранении», которую разработала ФАС России. В плане предлагается установить ограничение на заключение долгосрочных госконтрактов на поставку лекарственных препаратов (в том числе защищенных патентами при условии значительного снижения цен на такие лекарства и ограничения срока действия долгосрочных госконтрактов сроком действия патента на препарат либо датой выхода на рынок иного препарата, имеющего те же показания к применению). Согласно замыслу ФАС России, это сможет предотвратить необоснованное ограничение конкуренции при появлении воспроизведенных лекарственных препаратов. Служба планирует решить этот вопрос летом 2019 г., но у экспертов такой подход вызывает сомнения.
На конференции также затронули тему маркировки лекарств – она уже проходила в тестовом формате, но с января 2020 г. она должна стать повсеместной. Руководитель практики здравоохранения «Пепеляев Групп» Александр Панов рассказал о юридических последствиях введения такой системы. Панов отметил, что концептуально система маркировки даст бизнесу более эффективное управление логистикой и поможет избежать упущенной выгоды из-за контрафактной и фальсифицированной продукции. Государство планирует избавиться от серого рынка и контрафактной продукции. Но с точки зрения практики предстоит решить много вопросов. Панов выделил вопрос параллельного импорта: если предположить, что он будет введен в России для лекарств, то система маркировки сделает его невозможным. «Маркировка может быть публичным реестром прав или реестром сведений, при этом юридическим отделам следует подумать относительно адаптации договоров к реальности, в которой момент перехода права введения или права собственности будут связаны с моментом изменения записей в реестре. Еще более важное влияние система маркировки окажет на серый рынок лекарств из стационаров. Она позволит пресечь этот поток исками и административными мерами», – прокомментировал он.
В конце конференции эксперты поговорили о ключевых рисках в фармацевтической отрасли в рекламе. Медицинская и фармацевтическая реклама связана с большим количеством ограничений и строгих штрафов.
Советник по правовым вопросам компании «Сандоз» Инесса Левинская привела несколько примеров слоганов, которые были признаны ненадлежащей рекламой: «растворяются в 50 раз быстрее и помогают желудку», «за минуту уничтожить боль и снять воспаление», «быстрое облегчение дыхания до 12 часов» и др. Она рекомендовала оставаться в постоянном диалоге с ФАС России, чтобы получать необходимые разъяснения и избежать неопределенности.