Большая дискуссия развернулась вокруг предложений ФАС России по упрощению законодательства в сфере госзакупок.
«Все регуляторы работают на общий результат и у нас есть единая точка зрения по тому, что необходимо сделать для реформирования системы», – констатировал заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев. Спикер также обозначил ключевые тренды совершенствования контрактной системы: повышение качества контрактов и конкурентной среды, а также упрощение процедур.
Отвечая на вопрос о необходимости сократить сроки рассмотрения первых частей заявок, он отметил очевидность того факта, что семь дней – это слишком много. Кроме того, Михаил Евраев заявил, что этот вопрос напрямую связан с вопросом упрощения подачи заявок: «Не нужно заставлять предпринимателя заполнять огромное количество страниц в заявке, тогда не нужно будет долго разбираться с их рассмотрением. Чем проще сделана документация, тем проще самому заказчику работать с ней».
Необходимость упрощения документации подтвердил и начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов: «Мы просим заказчиков не использовать в документации избыточные требования и инструкции химического состава. При этом мы описываем вашим же языком, что убрать из этих многостраничных инструкций. Если вы не можете разобраться в нашем предписании, то как предприниматель должен разобраться в том, как заполнять заявку?!».
Напомним, ФАС России предлагает отменить подачу первой части заявки (или сделать ее максимально приближенной ко времени проведения электронного аукциона) и дать возможность участникам подавать ценовые предложения прямо во время проведения аукциона с одновременным блокированием обеспечения по заявке.
Говоря о технической возможности блокировки обеспечения площадками в режиме онлайн, начальник Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами ФАС России Василий Горбунов отметил, что сейчас этот процесс вызывает технические трудности. «Однако есть предложения, как его можно оптимизировать, – добавил он. – Если мы технически проработаем все моменты и перейдем на онлайн, то предприниматели смогут участвовать в электронном аукционе без специальной процедуры подачи заявок».
Не остался без внимания и вопрос введения рейтинга деловой репутации. «Мы хотим поддержать и малый, и средний, и крупный бизнес, но именно тех, кто работает добросовестно, – заявил Михаил Евраев. – В настоящее время в процедурах госзакупок не существует разницы между компаниями, работающими добросовестно на протяжении трех дней или пяти лет. Я уверен, что все заинтересованы в том, чтобы у нас появилось оцифрованное понятие добросовестной репутации».
Репутационный рейтинг предпринимателей, по планам ФАС России, будет автоматически формироваться в единой информационной системе в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. Такой рейтинг должен стать инструментом экономической мотивации предпринимателей работать добросовестно. Один из вариантов мотивации – компании, которые имеют высокий рейтинг деловой репутации, смогут предоставлять финансовое обеспечение на подаваемые заявки и исполняемые контракты в пониженном размере (например, в 3–5 раз).
Завершая сессию, Михаил Евраев еще раз подчеркнул, что упрощение системы госзаказа – это общая задача, которую необходимо решать быстро. «За последние годы принято большое количество изменений в законодательство, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Поэтому сейчас перед нами стоит задача привести все к здравому смыслу и повысить качество контрактов в конкурентной среде», – подытожил спикер.