Речь идет о кредитных организациях, банковских платежных агентах и субагентах, платежных агентах при оказании ими потребителям соответствующих услуг с использованием банкоматов и (или) платежных терминалов.
Основанием для подготовки рекомендаций послужило поступление в антимонопольные органы информации о том, что в ряде случаев хозяйствующие субъекты пытаются получить преимущества при оказании платежных услуг гражданам с использованием платежных терминалов/банкоматов, предоставляя неточные или искаженные сведения об условиях оказываемых услуг.
Так, отдельные участники рынка представляют на дисплее платежного терминала/банкомата информацию о комиссии, взимаемой за совершение соответствующих операций, в крайне недоступной для нормального восприятия форме, используя в совокупности следующие психологические уловки:
«Все эти уловки можно расценивать как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», – отметила начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.
Разработанные рекомендации направлены на исключение использования подобных неконкурентных методов доведения информации до потребителей.
Например, внимание в данных рекомендациях акцентировано на необходимости раскрывать потребителю достоверную и полную информацию об условиях оказания услуг, в том числе о размере взимаемого вознаграждения, до момента начала внесения потребителем наличных денежных средств в банкомат / платежный терминал.
Кроме того, согласно документу, до момента начала внесения денежных средств потребители также должны быть ознакомлены с полной информацией о возможности или невозможности возврата в наличной форме внесенных в банкомат / платежный терминал денежных средств (в случае отказа от совершения операции или возврата излишне внесенной суммы денежных средств).
«Рекомендации послужат одной из мер предупредительного характера, а следование им будет способствовать повышению прозрачности деятельности поименованных в них хозяйствующих субъектов, формированию полного представления о предлагаемых ими платежных услугах, повышению доверия к ним и защите конкуренции на рынке оказания платежных услуг», – пояснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.